Канье Уэст против «Тангейзера»: артистические религиозные провокации

 »   » 
  • Опубликованно
  • Канье Уэст против «Тангейзера»: артистические религиозные провокации

В США вышла новая версия Ветхого завета: в ней слово Бог повсюду заменено на имя рэпера Канье Уэста. В начале сотворил Канье небо и землю… И сказал Канье: да будет свет. И стал свет, и тому подобное. Еще, кроме Канье, используется слово Йизус — по названию последнего альбома сверхпопулярного рэпера. Издание предприняли поклонники музыканта, объясняющие, что не смеются ни над Уэстом, ни над Священным Писанием, а хотят показать, как могла бы выглядеть современная Библия — созданная в ту эпоху, когда такие артисты, как Уэст, становятся мировыми кумирами.

Мы, конечно, не Елена Ваенга и не хотим спрашивать, что было бы, если бы издатели попробовали сделать это в мечети: нам интереснее, что было бы, если бы такую штуку провернули в той же Америке пятьдесят лет назад. Можно напомнить, что за гораздо более невинное заявление — The Beatles популярнее, чем Иисус Христос — Джон Леннон и прочие битлы были подвергнуты остракизму в Америке: их пластинки сжигали, песни запрещали на радио, им грозила отмена концертов. Леннону тогда пришлось униженно просить прощения — а через четырнадцать лет его убил сумасшедший бывший поклонник, на чью психику эти слова когда-то оказали серьезное воздействие.

С тех пор Запад стал значительно толерантнее к антирелигиозным эскападам знаменитых артистов: конечно, высказывания и действия Мадонны или тем паче Мэрилина Мэнсона, активно эксплуатировавшего образ Антихриста и всяческую сатанинскую риторику, вызывали большое возмущение, но какие-то действия против них предпринимали разве что фанатики. Свободу высказывания в США надежно охраняет Первая поправка к Конституции — впрочем, она не гарантирует иммунитета ни от критики, ни от судебных разбирательств в частном порядке. Популярных артистов, которые все-таки зависят от симпатий массовой публики (а значительная часть населения Америки консервативна и религиозна), давно переплюнули художники, которые, с одной стороны, часто подчеркивают элитарность своих произведений, с другой стороны, не против таблоидных скандалов: достаточно вспомнить фотографию Андреса Серрано Piss Christ, на которой распятие погружено в банку с мочой. Разумеется, многие на Западе понимают, что антирелигиозная направленность никак не связана с художественной ценностью произведения: дело не в ней, а в праве на свободу высказывания. Именно в этом контексте следует понимать многочисленные акции в поддержку журнала Charlie Hebdo: на площади выходили не в защиту карикатур, а чтобы заявить, что убивать и преследовать за карикатуры неприемлемо.

В России в последние годы тема оскорбления чувств верующих стала невероятно актуальной: чуть ли не специально после истории с Pussy Riot был принят закон о наказании за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих. Прецеденты были и до этого — например, суд над организаторами выставки Осторожно, религия! Но именно в последние два-три года это противостояние вышло на качественно новый уровень. Так, в России были сорваны концерты нескольких тяжелых коллективов: Cannibal Corpse, Behemoth и тех же Marylin Manson. Причины указывались р 2000 азные (концерт Мэнсона отменили при помощи ложного сообщения о минировании здания), но во всех случаях в отмене концертов были заинтересованы православные активисты во главе с молодым человеком, называющим себя Дмитрий Энтео. Претензии к фильму Андрея Звягинцева Левиафан сводятся к тому, что режиссер показал на экспорт неприглядную жизнь коррумпированной провинции, употреблял в картине мат и, конечно же, хулил образ православного священника (одновременно мы читаем новости об устроенном священнослужителем пьяном ДТП).

Нельзя умолчать и о Тангейзере: казалось бы, мелкое разбирательство вокруг постановки в новосибирском театре классической оперы Вагнера вылилось в скандал национального масштаба, а письмо оскорбившегося священника обернулось целой лавиной: в Кремле уже предлагают, как в советские времена, ввести контроль над репертуаром театров. На днях в Калининградской области во время заседания местного совета по культуре священник потребовал запретить проведение в области музыкального фестиваля Kubana, культивирующего пьянство, наркоманию и разврат. Священник Михаил Черенков предлагал проверить фестиваль силами прокуратуры, ФСБ и Госнаркоконтроля.

Как ни странно, губернатор Николай Цуканов не взял эти предложения на карандаш, а попросту выгнал Черенкова с заседания и попросил больше не приходить (на что батюшка ответил, что в таком совете ему делать нечего). Что-то подсказывает нам, что на этом скандал не закончится: у священника Николая Черенкова наверняка найдется больше единомышленников во властных структурах, чем у калининградского губернатора.

Корреспондент Rolling Stone Виктор Рожков для Noteru.com


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа