Российская экономика: агония неизбежна

 »   » 
  • Опубликованно
  • Российская экономика: агония неизбежна

Второй месяц весны, как и первый, дарит россиянам относительно неплохие новости с финансовых и биржевых полей. Прежде всего, мы по-прежнему живы как целостное федеративное государство, что уже по-своему неплохо, ибо некоторые пессимисты предсказывали к этому времени распад нефтяной империи на куски. Вопреки прогнозам некоторых скептиков, мы не доедаем последние галоши, а продолжаем вполне сносно питаться. Пусть и несколько скромнее, чем во времена спокойствия.

Сырьевая конъюнктура, в целом, благоволит правительству Медведева. Не так, разумеется, как бы хотелось, но в коридоре 55-60 долларов за баррель котировки уверенно держатся. На фоне этой стабилизации укрепляется и национальная валюта. С декабря этого года на курс 55 рублей за доллар и 60 за евро рассчитывали только оголтелые оптимисты. В их числе глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, который не исключает дальнейшего усиления деревянного, которого само агентство Bloomberg обозвало лучшей валютой для краткосрочных инвестиций.

Вместе с удорожанием национальной валюты дешевеют отдельные импортные товары. Чашка кофе в деловых кварталах Москвы бьет по карману потребителя на 5-10% меньше, чем месяц назад. Правда, радоваться по этому поводу или печалиться – вопрос дискуссионный. Все-таки не так это хорошо, когда колебания курса валют заставляют рынок остервенело чертыхаться. И на этом, пожалуй, позитивные новости для соотечественников заканчиваются.

И пусть последние исследования ВЦИОМ по-прежнему говорят, что мы, в целом, довольны жизнью. Негативная динамика налицо. Индекс витальной удовлетворенности по-прежнему высок – 57%. То есть, количество оптимистов превосходит пессимистов почти в 2,5 раза. Показатель чуть хуже, чем 3 месяца назад, когда на одного угрюмого и унылого приходилось 3 веселых и блаженных.

Есть все предпосылки, что в ближайшее время количество последних несколько поубавится. Экономист Михаил Делягин предостерегает россиян от радости по поводу локальных успехов национальной валюты:

Это не выход из тяжелой экономической ситуации, это вход в нее, – считает эксперт. - Просто девальвационный шок ноября-декабря закончился. С одной стороны, всем стало страшно, и рубль восстанавливается чисто технически: сначала упал на дно, потом подвсплыл. С другой стороны, сверхжесткая государственная политика, заимствованная из 90-х гг., которая заключается в том, чтобы просто выжать рубли из экономики, сработала так же или чуть лучше, чем в 90-е гг., - умозаключает аналитик.

Оснований для беспокойства более чем достаточно. Свежие данные ЦБ говорят о пиковом уровне годовой инфляции, которая к марту достигла 16,9%. В целом, это обернулось падением реальных доходов населения на 10%. По традиции средний класс, даже в российском понимании, пострадал не так сильно, как беднота, ощущающая на себе 100% рост цен на импортные лекарства, 50-60% повышение стоимости традиционных для россиян овощей – капусты, моркови, свеклы и даже картошки.

У Роспотребнадзора после этой вакханалии цен хватает совести обвинять нас в склонности к нездоровому питанию.

В нашем меню, как всегда, с избытком картофеля, мучных продуктов и сахара, а вот овощей мы едим меньше положенного на 13 процентов, фруктов — на 32 процента, молочных продуктов — на 20 процентов меньше, - отчитывается перед журналистами главный санитарный врач Анна Попова, объясняя кризис на наших столах климатиче 2000 скими условиями и бескрайними просторами. Сама, при этом, призналась, что предпочитает-таки овощи, которые не могут себе позволить малообеспеченные россияне. Канадцы ехидно посмеиваются, ибо для чиновника 21 века отмазка воистину позорная. От Петра Аркадьевича Столыпина, не имеющего возможности оперативно доставить продовольствие из Москвы в Сибирь и обратно – еще бы прокатило. От нынешней бюрократии, увы, не канает.

Кому-то в такой ситуации впору класть зубы на полку. Безработица в России продолжает расти. С января показатели неприкаянных выросли на 12%. Количество вакансий сокращается на 13%. Крупнейший трудовой интернет-портал Head Hunter отмечает прирост соискателей на 40% при уменьшении фирм, готовых трудоустроить, на 8%. Глава Минтруда Максим Топилин еще в марте отчитался о миллионе безработных – неплохая армия, которую в перспективе пополнят более 100 тысяч сотрудников МВД и МЧС.

Повлиял на рост безработицы и украинский кризис. Приграничные регионы зафиксировали многократный прирост количества трудовых мигрантов, спасающихся от украинского кризиса, которые потеснили с рынка коренных жителей Курска, Воронежа и Белгорода.

Кто-то в правительстве считает, что кризис будет преодолен до конца следующего года. Но с этой точкой зрения согласны далеко не все.

Экономист левых взглядов Василий Колташов уверен, что Россия не учла ошибки, которые довели страну до дефолта в 1998 году, и намерена еще раз проверить себя на прочность: Совершенно неясно, почему Минэкономразвития вообще говорит сегодня о росте после восстановления экономики. Мы находимся не в тихой гавани, паузе или развороте от спада к росту. Страна в медленной фазе развития кризиса. Выход из нее возможен только в новое обострение (как в конце 2013 года – начале 2014 года и, вторично, в конце 2014 года) или в резкий выход из кризиса за счет смены политики. Это означает протекционизм, стимулирование спроса и дешевый кредит. Возможно ли такое? Естественно, нет, - выносит вердикт эксперт.

Не все хорошо будет и на валютном рынке, на который сохранится давление экономических санкций. Не исключено, что доллар вернется к отметкам 65 и 70 рублей, а нефть упадет до 40-45 долларов с выходом на рынок такого суперигрока, как Иран. Так что, радоваться и ослаблять затянутые пояса, как минимум, преждевременно.

Обозреватель Noteru.com Сергей Рунько


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа