Сибирские ученые открыли самую маленькую в мире светящуюся молекулу

• Сибирские ученые открыли самую маленькую в мире светящуюся молекулу
БарнаулКрасноярскНаукаТехнологииФото: РИА Новости

Красноярские учёные-биофизики синтезировали в лаборатории самую маленькую в мире светящуюся молекулу люциферазы из морского рачка Metridia longa; открытие со временем может использоваться в медицине, например, при диагностике онкологических заболеваний, сообщила официальный представитель Сибирского федерального университета (СФУ) Ярослава Жигалова.

«Метод, разработанный красноярскими биофизиками, уникален. Со временем он сможет найти широкое применение в практике, например, при проведении медицинских анализов, в том числе, в диагностике онкологических заболеваний. Это позволит наблюдать ответ модельных опухолей на новые лекарственные препараты без использования радиоактивных меток. На осуществление этого проекта учёным потребовалось около полутора лет», — сказала Жигалова.

Несколько лет назад в Институте биофизики СО РАН был идентифицирован ген белка-люциферазы, обеспечивающий свечение морских маленьких ракообразных. В природных условиях рачки, защищаясь от хищников, выделяют этот белок в морскую воду при помощи специальных желёз. Биофизики изучили выделяемое светящееся вещество, расшифровали его ДНК-код и поместили ген в специальные вирусы, которыми впоследствии заразили клетки гусеницы. Тем самым учёные воспроизвели самую маленькую светящуюся молекулу в лабораторных условиях.

По словам авторов научного открытия, с помощью методов молекулярной биологии удалось воспроизвести природные условия синтеза белка. Теперь не только морские рачки, но и клетки насекомого способны синтезировать и выделять люциферазу. В результате подобранной многоступенчатой очистки был получен образец для глубокого изучения биохимических свойств светящегося фермента.

«Данная люцифераза оказалась наименьшей по размеру из всех известных на сегодняшний день, к тому же было показано, что белок обладает чрезвычайно высокой активностью и экстремальной термостабильностью. Благодаря сочетанию этих качеств, полученную люциферазу можно считать эффективным инструментом для различных биомедицинских исследований, а также аналитического применения белка в качестве биолюминесцентной метки», — сказала аспирант кафедры биофизики Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ Марина Ларионова.

В СФУ добавили, что сейчас учёные работают над тем, чтобы изменить спектр излучения белка с голубого на красный, что поможет визуализировать меченые опухоли с максимальной эффективностью.