«Сейчас на строительные проекты вы не получите кредит ни в одном банке, - говорит президент ООО «Жилсоцстрой» Леонид Журавель. – Мы просили 1,3 млрд у Красногорского сберегательного банка, нам отказали, хотя мы готовы были к любой процентной ставке. То есть строителям не дают ни под какой процент вообще. Предлагаемая сейчас схема, думаю, как раз и поможет изменить ситуацию, поскольку банки второго эшелона уже будут готовы нести риски за такие проекты».
Чтобы кредитование продолжалось, «Деловая Россия» предлагает наделить Агентство кредитных гарантий (АКГ) функциями, которыми в кризис 2008 года было наделено Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Если кратко, то предлагается направить 250-300 млрд рублей из резервного фонда на реструктуризацию исключительно инвестиционных кредитов банкам второго эшелона через МСП банк (группа ВЭБ) при одобрении инвестиционных проектов АКГ. Эти средства будут выделены на докапитализацию самого МСП банка, для которого также предлагается открыть в ЦБ целевую кредитную линию. Рефинансировать инвестиционные проекты предлагается по ставке 9%.
Как стало известно на заседании антикризисного штаба, триллион рублей, выделенный правительством на докапитализацию крупных банков, еще до них не дошел. Более того, пока не готовы и списки таких банков, ожидается, что в него войдут 25-30 кредитных организаций. Кроме того, эти средства не пойдут в экономику, поскольку банки не смогут кредитовать своих коллег и тем более предприятия, поскольку речь идет об облигациях федерального займа, а не живых деньгах. Эта мера направлена лишь на выравнивание балансов банков, чтобы формально они соответствовали критериям ЦБ в нынешних условиях. А значит, дополнительных кредитов от триллиона рублей реальный сектор не получит.
В то же время МСП банк, который осуществляет мониторинг ситуации в реальном секторе малого и среднего бизнеса, вполне заинтересован в поддержании ликвидности банков второго эшелона. Для этого предлагается наделить его новыми функциями. А именно: докапитализация банков второго эшелона через размещение в них субординированных кредитов, прямое их кредитование, выкуп у них кредитных активов при условии обратного выкупа, выкуп пакетов акций проблемных предприятий.
«Сейчас у Центробанка есть инструмент инвестиционного кредитования, но он не работает, - пояснил председатель комитета по финансово-кредитному обеспечению «Деловой России» Александр Карпов. – Деньги есть, проектов нет, поскольку требования очень жесткие. Первое – это кредитование проектов только через банки с капиталом не менее 50 млрд рублей, а их не так много. Но главное препятствие – инвестпроект должен быть утвержден межведомственной правительственной комиссией, а потом постановлением правительства должны предоставляться госгарантии и выделяться деньги. Но это очень долгий процесс, и таким методом никто не пользуется. Мы считаем, что все это можно обойти за счет гарантий АКГ». По словам Александра Карпова, уже 50 банков готовы войти в такую систему кредитования инвестиционных проектов.
Борис Титов уверяет, что глава Банка России Эльвира Набиуллина согласна рефинансировать инвестиционные кредиты банков второго эшелона при гарантии АКГ. От последнего же потребуется только подтверждение того, что инвестиционный проект жизнеспособен. В случае гарантии АКГ банки второго эшелона также смогут обратиться в ЦБ с просьбой рефинансировать инвестиционные кредиты по льготной ставке. Чтобы не усложнять процесс кредитования, АКГ достаточно будет лишь подтвердить соответствие банковской экспертизы инвестпроекта установленным формам, не проводя своей.
«Главное при этом, чтобы банки сами себя не обманули такой экспертизой, иначе у них могут быть очень большие проблемы с плохими долгами», - заметила консультант департамента денежно-кредитной политики Банка России Галина Юркова.
Срок рефинансирования инвестиционных кредитов предлагается установить на период окупаемости проекта. Также «Деловая Россия» предлагает снизить требование к размеру собственных средств претендующих на рефинансирование банков с 50 млрд рублей до десяти. Но при этом необходимо будет ограничить маржу рефинансируемого банка на уровне 5%.
Ключевую ставку будут снижать постепенноНо главной головной болью для реального сектора экономики все таки остается высокая ключевая ставка Центробанка. Предприниматели понимают, что ЦБ вряд ли пойдет на уступки и резко снизит ее.
«Я бы вовсе издал закон, запрещающий повышать ключевую ставку. В нынешней ситуации это попросту преступлением против экономики, - считает Олег Тюрпенко, генеральный директор ООО «Металлсервис групп». – Раньше мы брали кредит под 14%, например, ан производство зерна. Из нее по закону положено вычитать ставку рефинансирования по аграрным проектам. То есть кредит обходился в 5,5%. Сейчас при ставке кредита в 25% и при том что ставка рефинансирования осталась прежней, нет смысла сеять вообще. Поскольку не имеющие своих элеваторов хозяйства продают урожай экспортерам по цене близкой к себестоимости».
А значит ситуация остается угрожающей и для аграрного сектора, которому прочат процветание ввиду программы импортозамещения.
По словам Титова, с Банком России на эту тему бесполезно спорить, поэтому организация и предлагает постепенное – по 1-2% в месяц снижение ключевой ставки, постепенно повышая и ставку рефинансирования. Дело в том, что ставку рефинансирования (8,5%) при расчете налога на прибыль и при возмещении НДС можно относить на расходы, она учитывается и при уплате процентов по кредитам. А значит, разница между ставкой рефинансирования и кредитной ставкой будет возмещаться из прибыли компаний.
«То есть при ставке коммерческого кредита, к примеру, в 25%, эффективная ставка с учетом уплаты налогов составит все 30%, - говорит Борис Титов. - По поводу повышения ставки рефинансирования мы уже говорили с Эльвирой Набиуллиной. – Она сказала, что все понимает, что это плохо для предприятий, но Минфин против повышения этой ставки. Поскольку у него много чего на не завязано – и предоставление льгот, статистические учеты и прочее, не связанное с реальным сектором. В конце концов для этого придется делать и изменения в Налоговый кодекс и другие. Поэтому быстрого решения этого вопроса мы не ждем».
Старший аналитик инвесткомпании «Риком-Траст» Леонид Жуковский считает, что для ключевой ставки и ставки рефинансирования следует установить некий ориентир. Рассчитать ее с учетом уровня рентабельности в различных отраслях так, чтобы доходность не была ниже 4-5%.
«Повышением ставки ЦБ вроде бы боролся с биржевыми спекулянтами, но они играют в валюте и никак не зависят от повышения ставки, пусть она будет хоть 100 процентов – разница курса все покрывает, - говорит Жуковский. – А значит, эта мера ударила больше всего по реальному сектору. В России и без того кредитная масса составляет всего 35% ВВП, чего нет ни в одной развитой стране, в которых эти объемы доходят и до 100% ВВП. В итоге у нас за два года около 20% предприятий не показывали уже два года роста добавленной стоимости».
Впрочем, по мнению Титова, повышение ключевой ставки помогло спасти ликвидность банков, которые получили приток по депозитам в связи с повышением процентных ставок по ним вслед за ключевой от ЦБ. Сейчас на депозитах хранится до 13 трлн, и в случае резкого снижения ключевой ставки население не станет пополнять депозиты и начнет их изымать ввиду низкой доходности. Но Титов предлагает все включить в перечень предложений для ЦБ доведение денежной массы в экономике до 100% ВВП с нынешних 44%. Именно такой цели и предлагается достичь в том числе за счет более активного рефинансирования инвестиционных проектов.