Конец эпохи непрофессионалов

 »   » 
  • Опубликованно
  • Конец эпохи непрофессионалов

Лихие 90-е породили уникальную ситуацию в России, если рассматривать её через призму занятости населения. Слом социально-политической формации на фоне экономических преобразований привел к тому, что огромная масса специалистов попросту оказалась невостребованной по своим основным специальностям. Согласно свежим данным Росстата, 60% россиян сегодня работают не по специальности. Несколько лет назад похожее исследование уже проводили в Высшей школе экономики, и тогда выяснилось, что не по специальности работает половина населения. Эксперты соглашаются с подобными оценками. Чаще всего работают по специальности представители сфер строительства и здравоохранения. На сегодняшний день 78% и 75% выпускников по этим специальностям, которые окончили обучение с 2000 по 2006 год, продолжают работу по своему профилю. Далее идут выпускники, профессия которых связана с нефтью и газом, 66% из них работают по профилю полученного образования. Активно трудятся по специальности юристы (53%), работники сферы энергетики (50%), пищевых технологий (48%), а также электронных технологий, радиотехники и связи (46%). Неплохая ситуация у журналистов (45%), экономистов (40%) и специалистов в области информатики и вычислительной техники (37%). Неважно обстоят дела у химиков (25%), геологов (22%), биологов (20%), филологов (19%), специалистов лесного дела (18%), а также профессионалов в сфере сельского и рыбного хозяйств (17%). Из профессии часто уходят экологи (14%) и географы (12%), социологи (10%) и работники социальной сферы (8%). Хуже всего приходится историкам – лишь 7% выпускников работают по специальности. 

Конечно, глупо обвинять тех специалистов, которые после окончания ВУЗов в 90-е и первую половину нулевых годов столкнулись с ситуацией, когда устроиться на работу по специальности в дипломе было либо невозможно, либо же уровень зарплат в данной конкретной сфере деятельности не соответствовал уровню специалиста с высшим образованием. Поэтому, социальная ситуация в стране заставляла таких специалистов идти работать туда, куда берут и где больше платят.

С другой стороны, компетентность этих специалистов, чья профессия не соответствовала специальности в полученном дипломе, оставляла желать лучшего. Конечно, российская система высшего профессионального образования, построенная отчасти от принципах и подходах, применявшихся в советское время - по сути уникальна. Она кроме сугубо профессиональных знаний по конкретной специальности, давала еще и очень широкий кругозор и запас эрудиции - который позволял большинству специалистов трудится без переподготовки по смежным специальностям, либо осваивать новые профессии в процессе трудовой деятельности. Например, автор этой статьи в свое время получив диплом учителя истории занимался вопросами воспитательной работы, что для педагога - является смежной специальностью. Ну а затем, переучился на юриста. Следует отметить, что так поступали и поступают многие выпускники ВУЗов.

Однако, у такой переподготовки есть и оборотная сторона. Далеко не все профессии допускают поверхностную переподготовку и тем паче освоение профессии на рабочем месте в процессе самой работы. Не будем ходить далеко за примерами печальных последствий такой практики.  

7 ноября 2013 года в 19.24 в международном аэропорту Казани разбился самолет авиакомпании «Татарстан». «Боинг 737» летел из аэропорта московского аэропорта «Домодедово». При посадке самолет потерял высоту и упал на взлетно-посадочной полосе, произошло возгорание. На борту самолета находились 44 пассажира и 6 членов экипажа - все они погибли.

Потом уже выяснится, что экипаж в составе командира воздушного судна и второго пилота, летчиками в полном смысле этого слова не являлись. Командир разбившегося самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из учебных центров. Не был дипломированным летчиком и второй пилот - Виктор Гуцул, который переучился пилотированию из бортинженеров. Итогом такой переподготовки, явилось то, что в сложной ситуации - сугубо профессиональных знаний обоих летчиков попросту не хватило  и это привело к катастрофе. 

Таких иллюстраций, когда ускоренная переподготовка на смежные и родственные специальности приводит к трагическим последствиям - за последние годы можно набрать великое множество. Все таки, такие направления работы, как транспорт, медицина, энергетика, строительство и многие другие - требуют углубленное получение необходимых знаний, которые заменить переподготовкой практически невозможно. А между тем, то, что сейчас происходит на рынке труда в России можно по праву назвать эпохой непрофессионалов.

Представьте себе ситуацию, когда педагога-историка внезапно отправляют в школе вести алгебру и геометрию. Как думаете, сможет ли он объяснить школьника материал хотя бы на уровне дипломированного учителя математики? Вряд ли. А между тем, те, кто сменил специальность в 90-е и нулевые сейчас уже успели успешно продвинуться по карьерной лестнице, и порой не обладая нужными профессиональными знаниями, осуществляют руководство целыми подразделениями, отделами и службами, продолжая обучаться своим новым специальностям зачастую методом научного тыка, проще говоря -  через собственные ошибки. В ряде специальностей, конечно, такие ошибки еще можно исправить, но если говорить о потенциально опасных направлениях профессиональной деятельности - то последствия таких ошибок, совершенных в силу недостаточного запаса знаний - могут быть очень далеко идущими.

 Поэтому требования к профессиональному стандарту - вещь обоснованная и давно назревшая. Для тех, кто по сути себя связывает надолго с новой специальностью в них ничего страшного нет. Ведь никто не запрещает получать помимо первого высшего образования - второе или третье. Другое дело те специалисты, которые выбирают профессию не соответствующую специальности в дипломе, но при этом считают что переучиваться им вовсе не обязательно. Мол, сойдет и так. Только вот хватит ли надолго их эрудиции, для того, чтобы решать сложные профессиональные задачи, порой связанные с ответственностью за судьбы, здоровье и жизнь окружающих - огромный вопрос. Ведь вряд ли кто-то из нас в трезвом уме сядет в автобус, которым управляет водитель, не имеющий соответствующей категории в правах, или пойдет на прием к врачу, зная что у него нет диплома медицинского ВУЗа. 

Поэтому эту законодательную инициативу Государственной Думы вряд ли можно отнести к новому крепостному праву. Никто не собирается привязывать, как в Средневековье каждого башмачника к своей колодке. Тут решается вполне ясная и назревшая задача - исключить наличие непрофессионалов в специальностях, где без сугубо специфического образования - выполнение работы качественно - попросту невозможно, или как минимум весьма затруднительно. Ну а те, кто решит оставаться в непрофильной профессии, должны будут в ближайшее время задуматься над тем, как получить образование, соответствующее выбранной специальности. Учиться, ведь, никогда не поздно. Было бы только желание.   


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа