Как совершенно справедливо замечают либералы, многим людям не нравится жить в России. При этом отмахнуться от этого факта раздражённой репликой «ну и валите отсюда» — как часто предлагают государственники — плохая идея. Так как проблема и вправду существует: очень многие люди, даже весьма патриотически настроенные, предпочитают Запад России уже на уровне рефлексов, и вынуждены сами себя убеждать в том, что Россия не так уж и плоха.
При этом фактическое положение дел значения не имеет практически никакого — значение имеют те стереотипы, которые прошивались в наших мозгах последние столетия: через книги классиков, голливудские фильмы, глянцевые журналы и туристические проспекты.
Запад очень далеко продвинулся в искусстве правильной упаковки своего товара. Запитый кока-колой сникерс куда как менее вкусен и полезен, нежели нормальный обед в хорошей советской заводской столовой. Однако если красиво упакованными сникерсами и колой мы уже наелись, и фастфуд остаётся привлекательным только для младшего поколения, то вот другие западные мифы — про безмятежную Европу, про американские недосягаемые технологии, про супернадёжные иностранные автомобили — сидят в головах россиян крепче, чем забитые в хорошее дерево гвозди-сотки.
Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию?
Прозападные либералы утверждают, будто надо полностью игнорировать имидж и вкладывать все ресурсы в расстановку скамеек по паркам, прокладку велодорожек и в спонсирование правозащитных организаций. Любая попытка сделать хоть что-нибудь имиджевое вызывает немедленный шторм яростного негодования: вспомнить хотя бы Олимпийские игры в Сочи, которые стали главным объектом хорошо скоординированной критики со стороны нашей несистемной оппозиции:
http://ruxpert.ru/Олимпиада_в_Сочи
http://ruxpert.ru/Мифы_об_Олимпиаде_в_Сочи
http://ruxpert.ru/Кампания_против_Олимпиады_в_Сочи
Тем не менее вполне очевидно, что без массированной рекламы и пропаганды ничего крупного в современном мире существовать не может.
Обратите внимание, например, на Google. Казалось бы — огромная корпорация, поисковиком которой пользуется более 1 млрд людей. Однако даже Google не может обойтись без значительных расходов на рекламу: в том числе имиджевую.
Ещё более важна реклама для государств. Тот, кто не хочет кормить свои бренды, будет кормить чужие. И если нашим специалистам не удастся правильно подать русские пельмени, русский квас и русские щи, значит, креативный класс будет с придыханием вздыхать по итальянскому пармезану и испанскому хамону.
В прошлом году мы могли наблюдать на примере Украины, как на людей действует мощная эмоциональная пропаганда. При общении с растерянными украинцами Россия вынуждена была апеллировать к скучным доводам разума: говорить про газ, про кредиты, про цену обещаний европейских политиков, про геополитические интересы США и прочие тоскливые материи.
Противная же сторона даже не заморачивалась ничем подобным: ей было достаточно сказать «ну это же Европа» и с придыханием закатить глаза. Разрекламированный имидж культурной Европы был столь силён, что многим киевлянам этого вполне хватало для того, чтобы отбросить всякие сомнения и побежать прыгать вместе с остальными бедолагами…
Может ли Россия в принципе противопоставить что-нибудь Европе? Есть ли у нас возможность заставить планету кушать костромской сыр и ездить на «Ладе Калине»?
Есть. Но на это потребуются десятилетия упорного и дорогостоящего труда. А вот что мы можем предложить миру прямо сейчас — так это отдушину для тех, кто устал от западного извращённого гедонизма. Образ сильной и здравомыслящей России, которая защищает свою территорию от распространяющегося безумия западной цивилизации.
Самое логичное при этом — опираться на те стереотипы, которые до сих пор сильны и в России и на Западе. Более конкретно — раскручивать наше оружие и наш космос.
Про космос я уже писал вчера — Россия намерена выйти из проекта МКС, закрыв тем самым американцам дорогу на орбиту Земли. Чтобы не повторяться, процитирую chipstone:
http://chipstone.livejournal.com/1233663.html
Сегодня же пришла новость из соседнего сегмента: «Калашников» представил результаты своего ребрендинга. Цитирую «Российскую газету»:
http://www.rg.ru/2014/12/02/reg-pfo/kalashnikov-anons.html
В продуктовом бренде боевого оружия мы переосмыслили и сохранили весь символический капитал имени Калашникова. Сегодня это бренд боевого оружия, чья философия, выраженная в слогане «Оружие мира» / «Protecting peace», легла в основу всех коммуникаций и системы дизайна. Мы позиционируем боевое оружие Калашникова как единственное в мире, обладающее репутационным капиталом со знаком «+», — пояснил один из авторов ребрендинга Александр Кооль.
Помните, как выглядел логотип «Калашникова» раньше? Вот так:
Цветовая гамма «Пепси-колы», вырвиглазнейший кернинг, общее ощущение любительского и неумелого подхода к делу. Если бы меня спросили, сколько стоит старый логотип, я бы оценил работу студента-дизайнера в один час времени и 300-500 рублей, не больше.
А вот как выглядят новые логотипы:
Логотипов теперь четыре — для концерна «Калашников», для боевого оружия, для охотничьего и для спортивного:
https://www.youtube.com/watch?v=1MD39HGqY8M
Вернёмся теперь к «Южному потоку». Болгарские политики приняли в итоге решение выполнить приказ США и отказаться от русского газа.
Вполне очевидно, что политики несчастных стран Восточной Европы в массе своей — весьма зависимые люди, на большую часть которых в Госдепе США есть какие-то серьёзные подвязки. Тем не менее даже самые послушные Вашингтону политики вынуждены действовать с оглядкой на общественное мнение: в противном случае та же Даля Грибаускайте, которая назвала недавно Россию «террористическим государством», не делала бы громких заявлений, а без лишних разговоров отказалась бы от нашего дешёвого газа, чтобы заменить его дорогим норвежским.
Так вот. Имидж России внутри государства и за рубежом влияет на огромное количество принимаемых разными людьми решений.
Разозлить русского медведя — или не рисковать. Заключить контракт с русскими или заключить контракт с американцами. Купить квартиру в Майами или в Новгороде. Выступить против управляющих Германией американских марионеток или промолчать.
Обратите внимание: мы находимся в гораздо лучшем положении, чем американцы. Американцы суют своих солдат в каждый фильм и каждую компьютерную игру, однако даже у далёких от политики людей американские солдаты давно и прочно ассоциируются с алчными карателями — по типу тех, которые грабили синих индейцев в «Аватаре».
В России ситуация иная. Наши солдаты освободили Европу от Наполеона и от Гитлера, и невозможно найти ни одну страну в мире, в которой ненавидели бы русских «агрессоров» — если не считать бедной Украины, значительная доля населения которой до сих пор думает, будто на Донбассе против киевских войск сражаются не вчерашние украинцы, а исключительно русские «оккупанты».
Даже в Афганистане, в котором наш «ограниченный контингент» находился 10 лет, отношение к русским в целом положительное. Мы имеем возможность опереться на имидж нашего оружия для того, чтобы улучшить репутацию России.
Подведу итог
Что-то сдвинулось с мёртвой точки. Последние дни новости идут одна за другой. МКС, «Южный поток» теперь вот новое лицо «Калашникова»…
Завтра, 4 декабря, президент огласит своё послание Федеральному собранию. Мне почему-то кажется, что нас ждут большие перемены.
Оригинал