Экономист Нарек Авакян: Продукты и бензин не связаны. Связаны аппетиты игроков

 »   » 
  • Опубликованно
  • Экономист Нарек Авакян: Продукты и бензин не связаны. Связаны аппетиты игроков

11 ноября «ЛУКОЙЛ» повысил розничные цены на топливо на своих автозаправочных станциях. И это при том, что стоимость барреля нефти существенно снизилась с начала октября. Сейчас этот показатель колеблется в районе 80 долларов за баррель. Фактически ситуация со стоимостью топлива для автомобилей выглядит так: в любом случае цена на него повышается, вне зависимости от внешнего или внутреннего воздействия.

- Нарек Витальевич, как формируются цены на топливо в России?

- В нашей стране существует много структурных проблем в экономике. Фактически, топливный рынок монополизирован – крупные производители контролируют свою нишу. В России крупных нефтедобывающих компаний насчитывается с десяток и каждая из них имеет свой нефтеперерабатывающий завод. Таким образом, это предприятия, своего рода, полного цикла, добывающие и перерабатывающие сырье. В этой ситуации несетевые розничные продавцы бензина зависят от отпускной стоимости крупного производителя. Конкуренции как таковой нет. Цены в любом случае растут: когда стоимость нефти снижается – топливо дорожает, потому что производители не хотят терять прибыть, когда нефть дорожает, стоимость топлива растет по рыночным основаниям. Здесь зарабатывает нефтяная отрасль, нефтеперерабатывающие заводы, поставщики, продавцы. Потребители же на своем кармане ощущают любые скачки в сторону увеличения.

Из-за того, что отсутствует 2000 здоровая конкуренция, цены растут, и не только на топливном рынке. В США, например, много нефтеперерабатывающих заводов, соответственно, между ними есть конкуренция, и цена формируется исходя из спроса и предложения. У нас же число НПЗ небольшое. И при этом парадокс - Россия импортирует бензин, хоть и немного, порядка миллиона тонн в год. Хотя этот объем импорта не велик, однако сам факт того, что крупнейшая нефтедобывающая страна мира закупает топливо, кажется, как минимум, странным. Такая ситуация характерна для всей структуры российской экономики.

У нас инфляция растет, а экономика замедляется – в рыночной экономике это нелогичный процесс. В Европе и США когда замедляется рост экономики, то и цены не растут – падает потребительская активность, спрос, соответственно, и стоимость товаров и услуг снижаются.

Еще надо понимать, что топливо – продукт не эластичный, т.е. люди будут покупать его в любом случае. Производители это знают и таким образом поддерживают свой уровень доходов в нарушении всех законов рыночной экономики. Если говорить простым языком, то производители просто пользуются монопольным положением и диктуют цены на рынке в зависимости от собственных интересов, которые часто идут в ущерб интересов потребителей.

- Существует ли механизм, который может ограничить рост цен на топливо?

- Производители топлива могут повышать его стоимость до тех пор пока не вмешается, скажем, антимонопольная служба. Рост цен на нефть на мировом рынке, макроэкономические тенденции на ценообразование не влияют. Еще один важный нюанс: Россия не импортирует нефть для переработки. Поэтому внешняя конъюнктура оказывает весьма опосредованное влияние. Добыча, в отличие от экспорта, не зависит от валютных колебаний.Поэтому таковым механизмом в основном могут быть административные меры – либо необходимо вводить тарифное регулирование, либо увеличивать конкуренцию на внутреннем рынке путем строительства новых НПЗ для увеличения производственных мощностей.

- Как связан подъем стоимости бензина с продуктовой корзиной?

- Повышение цены на топливо, скорее, отражается в целом на инфляции, а не на стоимости конкретных продуктов. Конечно, при установлении цены на тот или иной товар, туда закладываются и транспортные издержки. На продуктовой корзине это отразится не сильно, потому что доля транспортных расходов в продовольственной секторе составляет порядка 5-10 процентов. Соответственно, литр бензина подорожал на 20 копеек, то экономически обоснованный рост транспортных расходов будет равен примерно 0,6 процента. Кроме того, нужно учитывать и расстояния и маршруты логистики: понятно, что товар, привезенный в Москву, например, из Владивостока, будет стоить и дороже аналогичного, доставленного в столицу из Владимира.Скорее всего, ощутимый рост произойдет в том секторе, который в большей степени зависит от горюче-смазочных материалов – жилищно-коммунальная отрасль, промышленность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Экономист Лев Могилевский: Повышение стоимости бензина – безнравственность, а не экономическое обоснование

Компания «ЛУКОЙЛ» повысила розничную стоимость и дизельное топливо в Москве. На сегодняшний день бензин АИ-92 подорожал на 20 копеек - до 33,52 рублей за литр, АИ-95 – на 30 копеек – 36,32 за литр. Дизельное топливо также выросло в цене. Сейчас оно обходится на 50 копеек дороже – 35,12 рублей за литр. Ситуацию прокомментировал Лев Могилевский, экономист, эксперт в сфере нефтехимии и нефтепереработке. (читать далее)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа