Адыгея против Хирша

 »   » 
  • Опубликованно
  • Адыгея против Хирша

В скором времени российские научные организации ожидает оценка эффективности и возможная реорганизация. Как это будет проходить, какие критерии и какие инструменты будут использоваться, разбиралась «Газета.Ru».

Реформа РАН идет своим чередом, вызывая разные комментарии, но все научные учреждения в той или иной степени готовятся к проверкам эффективности их деятельности, предусмотренным соответствующим постановлением правительства. И хотя на проверки пока действует мораторий (он завершится в январе 2015 года), в Федеральном агентстве научных организаций, которому теперь принадлежат академические институты, уже не первый месяц активно обсуждаются методы оценки эффективности.

Наукометрия: жертвы неизбежны

Подразумевается, что в их основе будут лежать показатели цитируемости статей сотрудников. Для повышения публикационной активности в некоторых научных учреждениях России уже работают программы материального стимулирования кадров за публикации в престижных зарубежных научных журналах, а некоторые организации только начинают подобную практику.

Работа ученого в любой точке мира оценивается не по количеству публикаций, патентов и выступлений на конференциях, а по цитируемости его статей другими авторами. Смысл этой системы оценки предельно прост: чем качественнее полученные результаты в статье, тем больше она востребована другими учеными. Однако не обходится и без жертв такой наукометрии.

«Газета.Ru» не один раз писала, что, например, гуманитарные науки традиционно уступают математике и физике по цитируемости.

Хотя бы ввиду того, что открытия, например, в филологии случаются гораздо реже, чем в квантовой механике.

Научные журналы, в свою очередь, удачно подстроились под такие правила игры. У престижных журналов есть импакт-фактор — относительная величина, которая показывает в среднем, как часто происходит цитирование научной статьи в течение двух лет после публикации в журнале. Задачей редколлегии журнала является отбор качественных статей с релевантными данными, а ученых — публикации в журналах с импакт-фактором повыше.

Рейтинги импакт-факторных журналов формируются ежегодно. Например, публикация в зарубежных журналах Nature (импакт-фактор 38,5) и Science (импакт-фактор 31,0) более привлекательна для ученых, чем в российском журнале «Лазерная физика», где импакт-фактор составляет 3,6, хотя это один из самых высокоцитируемых отечественных журналов.

Топ 10 российских журналов с самым высоким импакт-фактором (РИНЦ)

1. «Успехи химии» — 3,29
2. «Вопросы экономики» — 3,27
3. «Успехи химических наук» — 2,09
4. «Экономист» — 1,92
5. «Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации» — 1,79
6. «Российский журнал менеджмента» — 1,66
7. «Мир России: Социология, этиология» — 1,48
8. «Молекулярная медицина» — 1,41
9. «Социологические исследования» — 1,38
10. «Полис (Политические исследования)» — 1,36


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа