Соблазн приватизации

 »   » 
  • Опубликованно
  • Соблазн приватизации

Тест на жадность  

В конце мая Дергунова говорила, что Росимущество обсуждает с «Совкомфлотом» возможность проведения приватизации путем размещения на Московской бирже. По мнению начальника управления имущественных отношений и приватизации крупнейших организаций Росимущества Виталия Сергейчука, состояние отрасли сейчас существенно улучшилось. «Ставки фрахта пошли вверх по состоянию на конец года, конкуренты «Совкомфлота» начали привлекать деньги на публичном рынке. Предпосылки для сделки видим», - заверил он.

План приватизации акций компании предполагал продажу 25% минус 1 акция не раньше 2014 года, к концу 2016-го Росимущество предлагало сократить долю государства в «Совкомфлоте»  до 25% плюс 1 акция. Как ранее сообщала Дергунова, компания находится в «высокой готовности» к приватизации, в феврале она заявила, что осталось лишь определить форму продажи пакета. По ее словам, традиционно к продаже в большей степени готовы госдоли тех компаний, которые листингованы на бирже, например, акции «Аэрофлота» или «Роснефти». 

Справка:

«Совкомфлот» - крупнейший морской перевозчик энергоносителей, владеет и оперирует флотом из 136 судов, включая 122 танкера, одно зафрахтованное сейсмическое исследовательское судно, шесть газовозов, три балкера и четыре судна снабжения ледокольного типа. Чистый убыток группы «Совкомфлот» по МСФО за 2013 год составил 1,25 млрд рублей против 998 млн рублей прибыли годом ранее, доходы от фрахта и аренды судов снизились на 4,2% - до 40,3 млрд рублей.

В рамках приватизации «Аэрофлота» рынку будет предложен 8-9% пакет (3,5% - принадлежащих госкорпорации «Ростех», 4,8% - дочерней компании «Аэрофлота» «Аэрофлот-Финанс», плюс акции допэмиссии) на $200-300 млн. В «дорожной карте», представленной «Аэрофлотом» и Росимущества осенью 2013 года, предполагалось, что на первом этапе приватизации может быть выпущено 2,34% новых акций, которые размоют долю государства до 50% и одной акции. Эти акции также планировалось продать на рынок общим пакетом. На втором этапе, до 2020 года, доля государства в авиакомпании должна сократиться до 25% плюс 1 акция.

Справка:

ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» - крупнейшая российская авиакомпания, перевезла в 2013 году 20,9 млн человек. Пассажиропоток группы «Аэрофлот», включая перевозки дочерних компаний, составил 31,4 млн пассажиров. Чистый убыток «Аэрофлота» по МСФО в первом полугодии 2014 года составил 1,905 млрд рублей против 45 млн рублей прибыли в первой половине прошлого года, выручка компании за тот же период выросла на 9,5% - до 140,3 млрд рублей. Основные акционеры «Аэрофлота» - государство в лице Росимущества (51,17% акций), «Аэрофлот-финанс» (около 5,6% акций), «Ростех» (3,55%).

Росимущество надеется, что иностранные инвесторы примут участие в приватизации российских госкомпаний, несмотря на текущую политическую ситуацию. «Жадность против риска - это классическая дилемма инвестора. Поэтому наша задача - работать над тем, чтобы жадность возобладала над риском», - заявила Дергунова. Между тем приватизационные сделки сместились на конец года, в том числе из-за ухудшения ситуации на рынках, ранее их планировалось начать со второго квартала. 

Аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик напоминает, что российский фондовый рынок уже несколько лет находится в медвежьем тренде, и все это время ведутся разговоры о том, что момент для приватизации госпакетов еще не настал. «Понятно, что экономика сегодня не в лучшей форме, и, что касается «Аэрофлота», тренд в авиационной отрасли не очень хороший, и компания теряет пассажиропоток на международных маршрутах. К тому же геополитические риски продолжают давить на котировки акций российского перевозчика, их стоимость снижается с начала года, в том числе и на санкциях. Но если рынку будет предложен хороший дисконт, спрос на бумаги «Аэрофлота», думаю, будет», - рассказал он «Эксперт Online».  

Спроса на бумаги российских компаний в текущих условиях по адекватной цене объективно ждать не стоит, предупреждает аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ» Мария Шишкина. «Рыночная конъюнктура крайне не благоприятная для проведения приватизации - по справедливой цене сегодня редкий актив можно продать широкому кругу лиц. Дисконт российских компаний по отношению даже к компаниям из развивающихся стран составляет сейчас 30-35%. Но, тем не менее, приватизацию госкомпаний рано или поздно проводить надо, поскольку смена собственника даст качественный толчок развитию бизнеса», - пояснила она «Эксперт Online».  

Президент Международной академии оценки и консалтинга Евгений Нейман полагает, что аукцион по продаже пакетов акций «Аэрофлота» и «Совкомфлота» может рассматриваться как маркетинговый ход Росимущества. «Активы, безусловно, интересные и могут принести хороший доход потенциальным инвесторам. Думаю, будут желающие поучаствовать в установлении справедливой цены на приватизируемые пакеты – свободных денег в мире более чем достаточно. Если в сделку вмешается политический мотив, и Росимуществу не дадут цену, на которую оно рассчитывает, сделка вряд ли состоится, - уверен он. – Таких случаев на подобных аукционах мы видели уже немало, а поскольку нынешние торги готовятся в сложных политических реалиях, возможно, они преследуют цель лишь прощупать иностранных инвесторов, посмотреть на их реакцию». 

Время для приватизации крайне неудачное, считает аналитик «Альпари» Анна Кокорева. «Акции «Аэрофлота» значительно упали в цене после обострения геополитической обстановки и их продажа не выгодна государству. Отечественные инвесторы напряжены и не торопятся вкладывать средства, так как ситуация не понятная, перспективы экономики туманные. Многие иностранные инвесторы вообще временно отказались от инвестиций в российские компании из-за санкций. Думаю, на приватизации можно заработать гораздо больше и сделать ее более эффективной, если отложить ее на более позднее время», - заявила она.

Оценка компаний будет производиться по минимальным показателям, так как премия за риск будет велика, полагает аналитик управления инвестиционных операций, Ланта-Банка Роман Ермаков. «Скорее всего, иностранные участники аукциона будут представителями стран Азии, так как резиденты США и Европы вряд ли в данных условиях пойдут на риск. Мы думаем, что единственная причина такой спешки - необходимость в пополнении российского бюджета на 2015 год, потому как уже сейчас глава Минфина высказывается, что дефицит может составить 0,6% ВВП», - говорит он.

Минус РЖД, стоп «Роснефть» 

Приватизацию «Роснефти» в текущем году руководитель Росимущества считает маловероятной. «По приватизации «Роснефти» мы уже уведомили компанию «Роснефтегаз» о необходимости подготовки и разработки сделки. И, по сути, «Роснефтегаз» вместе с банками уже должен начинать готовить структуру сделки. Но, судя по тому, что сегодня мы находимся в конце сентября, и структура сделки еще не обсуждена и не предложена, вероятность совершения этой сделки в 2014 году крайне низка», - пояснила Ольга Дергунова. Поэтому, по ее словам, с «Роснефтегазом» обсуждается 2015 год. Правительство одобрило приватизацию 19,5% акций «Роснефти» в 2015 году в июле текущего года, сообщал глава Минфина Антон Силуанов. При этом руководитель Росимущества не согласна с Минфином, который заложил в проект бюджета 2015 года 100 млрд рублей от планируемой приватизации «Роснефти». Она объяснила, что пока структура сделки не определена, средства от нее закладывать нецелесообразно.  

Перенос продажи пакета в «Роснефти» существенно скорректировал планы Минфина по поступлению доходов бюджета. По словам Антона Силуанова,  вместо запланированных от приватизации в текущем году 196 млрд рублей казна получит только 26 млрд. Государственному «Роснефтегазу» принадлежат 69,5% «Роснефти». Дополнительные доходы федерального бюджета в виде дивидендов от ОАО «Роснефтегаз» в случае продажи 19,5% акций могут составить 423,5 млрд рублей. По итогам приватизации государство сохранит контрольный пакет акций крупнейшей в мире нефтяной компании.

Иностранные инвесторы по-прежнему интересуются участием в приватизации госпакета «Роснефти», заявил вчера министр экономического развития Алексей Улюкаев

Приватизация «Ростелекома» состоится также не раньше 2015 года, решения о сроках еще нет, сообщила Дергунова. «Мы подготовили проект соглашения акционеров и находимся сейчас в правительстве на этапе обсуждения требований спецпотребителей. Приватизация произойдет точно не в 2014 году, потому что мы в самом начале. А дальше в зависимости от учета спецпотребителей будем принимать решение», - пояснила она.

Единственный актив, приватизацию которого правительство решило отложить в долгий ящик - продажа 5% акций РЖД (100% принадлежит государству в лице правительства). По словам Ольги Дергуновой, причина приостановки приватизации - решение о государственных инвестициях в инфраструктурные проекты по развитию БАМа и Транссиба из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Это сделано для того, чтобы не размывать долю инвесторов, которые войдут в капитал компании в ходе приватизации, пояснила она.

Законопроект, предусматривающий приватизацию 5% акций РЖД, правительство внесло в Госдуму 1 октября 2013 года. Он подготовлен в соответствии с распоряжением правительства от 1 июля 2013 года, согласно которому в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы включены 25% минус одна акция РЖД. Однако, в ноябре 2013 года комитет Госдумы по вопросам собственности, рассмотрев правительственный законопроект, посчитал преждевременным вынесение его на заседание Госдумы для рассмотрения в первом чтении.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа