Основные параметры бюджета выглядят оптимистично — в 2015 году, во время которого российский рынок, по мнению экспертов, начнет ощущать отсроченную реакцию от санкций, рост экономики ожидается на уровне 1,2%, инфляции — 5,5%, а среднегодовой курс доллара составит 37,7 рубля.
На этом фоне прогноз по динамике ВВП РФ в 2015 году Европейского банка реконструкции и развития выглядит более мрачным — в среду в ЕБРР предсказали российской экономике спад на 0,2%.
Показатели были рассчитаны исходя из цены на нефть в 90 долларов за баррель – на 15 долларов меньше, чем аналогичный показатель этого года.
Доходы бюджета в следующем году прогнозируются на уровне 15,052 триллиона рублей (390 млрд долларов), расходы — 15,483 триллиона рублей (более 400 млрд долларов).
Откуда деньги?
Предельный уровень дефицита бюджета на следующий год, а также на 2016 и 2017 годы установлен в размере 0,6%, сообщил Силуанов.
Отказавшись от идеи повышать налоги, в минфине для изыскания дополнительных доходов подготовили ряд других мер.
Большие надежды подопечные Силуанова возлагают на приватизацию «Роснефти», которая, как заверил журналистов глава минфина, по-прежнему продолжает интересовать иностранных инвесторов.
Приватизацию 19,5% акций госкомпании правительство одобрило в июле, за нее рассчитывают получить около 100 млрд руб.
Другими источниками капитала для бюджета должны стать взимание акциза на газ «Голубого потока» (41,7 млрд рублей) и поступления от таможенных пошлин на интернет-торговлю (20 млрд рублей),
Однако ключевую роль в балансировании бюджета сыграют меры непопулярные — отказ от части выплат и трансфертов на сумму 699,7 млрд рублей, большую часть которых привнесет в бюджет продление моратория на выплаты накопительных пенсий граждан на 2015 год.
Социальная экономия
Мораторий на формирование накопительной составляющей в системе обязательного пенсионного страхования даст бюджету 309,2 млрд рублей, еще на 30,5 млрд его пополнит отмена фиксированных выплат к страховой пенсии.
Именно из этой суммы, по словам Силуанова, будет выделен антикризисный резерв, которым, в случае необходимости, можно поддержать финансовый и нефтегазовый секторы.
Внести свой вклад в уменьшение дефицита бюджета придется чиновникам.
В 2015-2017 годах предлагается приостановить двухпроцентное увеличение довольствия военным пенсионерам, в 2015 — индексацию денежного содержания федеральных госслужащих.
Также в планах — изменить сроки и ежегодные индикаторы повышения оплаты труда отдельным категориям работникам социальной сферы и науки.
Кроме того в министерстве финансов предлагают отказаться от имущественного взноса в ВЭБ на формирование Российского фонда прямых инвестиций, задача которого — обеспечить приток иностранных инвестиций в страну.
Еще 140 млрд рублей может дать бюджету трансферт из Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования в федеральный бюджет.
Комментируя эти предложения, вице-премьер и куратор социального блока в правительстве Ольга Голодец назвала весь проект непрофессиональным, и отметила, что он не увязывается с общей реформой пенсионной системы.
Налог с продаж
Весной 2014 года власти Москвы предложили ввести в определенных регионах налог с продаж, который, как они заверили, послужит источником для строительства транспортной инфраструктуры.
Мэр российской столицы Сергей Собянин тогда заявил о необходимости «уходить в тот сегмент, на который мы влияем», имея ввиду торговлю, развитие торговой сети и «покупательский спрос», однако на прямой вопрос о необходимости введения налога, против которого выступали и в минфине, и в минэкономразвитии, отвечал, что столичное правительство еще «не уверено».
Центробанк тогда подсчитал, что введение налога увеличит инфляцию на 1-1,5 процентного пункта.
В итоге в новом проекте бюджета налог не предусмотрен, вместо этого столичные власти и московскую область в 2015-2017 годах предлагается приободрить дополнительными 140 млрд рублей на решение транспортных проблем.
Крым, АПК и прочие расходы
Представленный проект бюджета впервые верстался с учетом расходов на Крым и Севастополь, которые были аннексированы Россией в марте этого года.
Их объемы в минфине оценивают на уровне 373 млрд рублей только в 2015 году.
На поддержку сельского хозяйства, особо актуальную в условиях продовольственного эмбарго России, выделяется дополнительно 20 млрд рублей.
Ранее минсельхоз просил увеличить госпрограмму АПК на 86 млрд рублей в 2015 году и на 636 млрд до 2020 года.
Региональным дорожным фондам, пострадавшим от снижения топливных акцизов, ведомство Силуанова намерено предоставить более 91 млрд рублей
85