Бюджет повышенной экономии

 »   » 
  • Опубликованно
  • Бюджет повышенной экономии

 «Впервые работать над проектом федерального бюджета, трехлетнего бюджета пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей нашей экономики, и мы были вынуждены корректировать и так достаточно напряженный бюджет», — рассказал Медведев.

Серьезной проблемой премьер назвал высокую степень неопределенности относительно того, насколько быстро будет восстанавливаться доверие, интерес бизнеса к инвестированию, как будет расти потребительский рынок, какие шаги будут предпринимать партнеры России. Нововведения в бюджете не должны создать дополнительные проблемы для экономики и не испугают бизнес, надеется Медведев. «Я считаю, что это тоже окончательно сбалансированная позиция, важная для того, чтобы мы старались все-таки помогать инвестиционному климату», — добавил он.

Несмотря на все трудности. Основные принципы формирования бюджета остались неизменны: сохранено «бюджетное правило», определен приоритет социальных обязательств - на «социалку» приходится 57% бюджетов всех уровней.

«На ближайшие годы мы сохраняем бюджетное правило, которое в настоящее время позволяет контролировать увеличение бюджетных расходов, а также обеспечивает нашей бюджетной системе необходимый запас прочности при возможных колебаниях цен на нефть», - сказал Медведев.

В 2015 году дефицит федерального бюджета планируется в размере 430,836 млрд рублей, или 0,6% ВВП. Доходы составят 15 трлн 82 млрд рублей, расходы - 15 трлн 513 млрд рублей. Параметры 2015 года рассчитаны, исходя из объема ВВП 77,484 трлн рублей (рост на 1,2%), уровня инфляции - не выше 5,5%, курса доллара - 37,7 рубля, стоимости нефти 100 долларов за баррель.

Верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2016 года составит 7 трлн 423,701 млрд рублей, внешнего - 64,0 млрд долларов, или 49,2 млрд евро.

Как отметил министр финансов Антон Силуанов, основная новация бюджета - существенное перераспределение расходов. Мы добавляем новые позиции, такие как финансирование программ Крыма и Севастополя, дополнительные ассигнования на Дальний Восток, Московский транспортный узел и ряд других, - сказал он, отметив, что для этого была проведена оптимизация бюджета - ряд вопросов исключен из расходов.

Согласно проекту федерального бюджета, расходы по статье социальная политика увеличиваются в следующем году на 12,7% до 3,93 трлн.рублей. В большей степени растут только расходы на оборону и правоохранительную деятельность — на 13,3% в совокупности до 5,15 трлн. рублей. Еще большей степени увеличиваются отчисления на национальную экономику – на 22,9% до 2,7 трлн. рублей. Увеличиваются так же расходы на государственную деятельность на 13,2% до 1,11 трлн. рублей.

Вместе с тем  практически неизменными останутся расходы на ЖКХ – в 2015 году они заложены в размере 126,7 млрд. рублей. Не выше темпов инфляции вырастут отчисления на обслуживание госдолга — в пределах 456 млрд. рублей. Снижаются отчисления на образование (на 6% до 611,2 млрд. рублей) и здравоохранение (на 21,3% до 421,4 млрд рублей). При этом экономия государства на финансировании стационарной медицинской помощи составит 35%. В 2015 году на стационарную медпомощь бюджет потратит 162 млрд рублей, на 2014 год в бюджете была заложена более воодушевляющая сумма – 250 млрд рублей. По словам Силуанова, происходит это из-за передачи большей части финансирования по этим статьям на региональный уровень. Кроме того, несмотря на озвученный ранее приоритет по стабилизации региональных бюджетов, трансферты на финансирование бюджетных дефицитов на уровне регионов снижены в следующем году на 13,3% до 678,5 млрд. рублей.

Другие статьи экономии – мораторий на накопительную пенсию, который перераспределит в пользу бюджета 309,2 млрд руб., уменьшение имущественных взносов в фонд ЖКХ и во Внешэкономбанк, приостановка индексации денежного содержания федеральных госслужащих отдельных федеральных ведомств, отказ от увеличения на 2% выплат военным пенсионерам. Также объявлен отказ от субсидирования детских садов и даже от фиксированной выплаты к пенсиям.

Эксперты считают проект бюджета через чур оптимистичным и призывают Минфин верстать бюджет исходя из пессимистичных прогнозов. Бюджет однозначно должен верстаться из наиболее пессимистичных сценариев, включая санкционную перспективу. Я полагаю, рост в 1%, прогнозируемый Минэкономики, сегодня можно в большей степени считать политической цифрой для вселения уверенности в бизнес-сообщество,— говорит руководитель департамента бизнес-оценки АКГ Финэкспертиза Алексей Баскаков. Рискованной выглядит и цена на нефть в размере 100 долларов за баррель. Это на 4 доллара выше показателя, при котором балансируется российский бюджет 2014 года. Напомним, что в последние недели нефть марки Urals (именно по этим ценам российские нефтяники продают нефть за рубеж) торгуется ниже этого уровня – примерно по 94—95 долларов за бочку черного золота.

Однако, по словам Баскакова, если посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в ретроспективе, можно отметить несколько важных факторов: за последний год рынок российских акций практически не изменился, а индекс ММВБ, как и год назад, остался на уровне 1450 — и это несмотря на все геополитические события и обоюдные санкции. Также последние несколько месяцев мы видим рост индекса PMI для российской промышленности, который впервые за последние полгода перешагнул нейтральную отметку в 50 пунктов и показал положительное значение. Это говорит о том, что серьезного свертывания активности в экономике нет,— добавляет эксперт.

То что увеличены расходы на поддержку экономики – это хорошо, но как регионы справятся с возросшими обязательствами по образованию и здравоохранению, непонятно. Региональные бюджеты трещат по швам, не могут справится с уже имеющимися обязательствами. «Дефицит региональных бюджетов в 2013 году составил 1% ВВП. В 2014-2017 годах он оценивается на уровне 1,0-1,2% ВВП», - отмечает директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.

Вице-премьер Ольга Голодец подвергла жесткой критике меры Минфина по балансировке бюджета. В частности, она не согласилась с идеями финансового ведомства об отказе от субсидирования детских садов и от фиксированной выплаты к пенсиям, назвав их непрофессиональными.

На этом спор финансово-экономического блока правительства с социальным не закончился. Перспектива израсходовать на текущие нужды суверенные фонды и остаться в ближайшие два-три года без подушки безопасности не очень воодушевляет Минфин. Однако Голодец считает, что если эти деньги не вложить сейчас в развитие, то очень скоро страна рискует вообще не суметь ими воспользоваться. «Мы же понимаем, что сегодня риски размещения денег настолько высоки, что вы не можете гарантировать, что эти деньги сохранятся», – заявила вице-премьер.

Напомним, средства Резервного фонда размещены государством в иностранных ценных бумагах, именно на этом основании Голодец делает вывод о риске их невозврата.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа