Астроном оправдал импрессионизм

 »   » 
  • Опубликованно
  • Астроном оправдал импрессионизм

Картину родоначальника импрессионизма Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» изучил астроном из Техаса. Он смог установить точное время ее написания и «реабилитировать» великого художника.

Точно установить, когда была написана картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», давшая название целому направлению в живописи – импрессионизму, — и что конкретно на ней изображено, помогли исследования, проведенные американским астрономом, профессором физики Дональдом Олсоном из Университета штата Техас. Тем самым ученый реабилитировал имя великого живописца, косвенно обвиненного многими искусствоведами в некоторой неадекватности. Результаты своей работы Олсон опубликовал не в научном журнале, а в каталоге выставки парижского музея Мармоттан-Монэ «Impression soleil levant, l'historie vraie du chef-d'oeuvre de Claude Monet» («Впечатление. Восходящее солнце». История шедевра Клода Моне»), которая будет проводиться с 18 сентября 2014 года по 18 января 2015 года.

На полотне, как известно, изображена гавань в Гавре, написанная художником из окна его номера в гостинице «Адмиралтейская». Рядом с подписью стоит дата – 1872.

Однако многие видные историки живописи до сих пор были уверены, что Моне ошибся и что на самом деле картина была создана позже, весной 1873 года, в документально подтвержденный период его пребывания в Гавре. Больше того, некоторые весьма влиятельные эксперты утверждали, что на самом деле на картине изображен не восход солнца, как утверждается в ее названии, а закат.

Получалось, что Моне перепутал и год, и время суток, то есть был немножечко не в себе, что, впрочем, свойственно многим гениям.

Дональд Олсон решил разобраться с этими несостыковками и проанализировал картину, применив методики, помогавшие ему в охоте за звездами. Для начала он изучил карты Гавра, изданные в XIX веке и более четырехсот старинных фотографий города. Одна из этих фотографий, на которой наиболее четко был изображен фасад отеля, дала ученому возможность точно идентифицировать окно, из которого открывался вид на гавань, совпадающий с тем, что изображен на картине. Исходя из этого, он установил, что солнце расположено там, где оно должно находиться через 20-30 минут после восхода.

Затем он занялся кораблями, запечатленными на картине. Гаврская гавань довольно мелководна, и большие парусники могли входить или выходить из нее, только во время приливов, в течение всего нескольких часов в период самой высокой воды. Создав с помощью компьютера график тогдашних приливов и отливов, астроном вычислил 19 возможных дат написания «Впечатления», когда приливы и расположение солнца соответствовали изображенному на картине. Это могло произойти в конце января и середине ноября 1872 и 1873 годов.

Далее в ход пошла погода. Олсон сопоставил метеорологические наблюдения с полученными датами. Поскольку в указанные периоды для Нормандии характерна плохая погода с ветрами, дождями и штормами, а спокойные и туманные ночи редки, количество возможных дат ему удалось уменьшить с девятнадцати до шести. Чтобы еще больше сузить возможности поиска, исследователь занялся дымом, поднимающимся из корабельных труб, и установил по нему направление ветра: он шел с востока. А когда он сопоставил направление ветра с метеозаписями, то отбросил еще четыре даты, когда ветер не был восточным.

В итоге осталось два варианта – 13 ноября 1872 года и 25 января 1873 года. Из них ученый выбрал ноябрьскую дату.

Сделать такой выбор ему помогло эссе историка искусства Жеральдин Лефевр, опубликованное в том же каталоге выставки. В этом каталоге теперь утверждается, что картина «Впечатление. Восходящее солнце» представляет собой вид, открывавшийся из окна комнаты в юго-восточном крыле гостиницы в 7 часов 35 минут утра 13 ноября 1872 года. Клод Моне был вполне адекватен и не ошибся ни в дате, ни во времени суток. Олсон отмечает также, что несмотря на туманность и принципиальную размытость картины, она поражает точностью изображенных на ней деталей.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа