Спасите котика, или Как написать коммерческий сценарий

 »   » 
  • Опубликованно
  • Спасите котика, или Как написать коммерческий сценарий

Издательство «Манн, Иванов и Фарбер» выпустило в продажу бестселлер Блейка Снайдера «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» - пособие не только для начинающих сценаристов, но и профессионалов пера.

«Кто такой Блейк Снайдер?» - спросите вы, перебирая в уме имена таких «гуру всех сценаристов», как Роберт Макки, Сид Филд, Вики Кинг и Джозеф Кэмпбелл.

Действительно, российскому зрителю и читателю это имя практически неизвестно, поскольку Снайдер является создателем так называемых «spec scripts», т.е. «свободных сценариев, предназначенных автором для продажи на кинематографическом рынке». На его счету десятки проданных сценариев (один из них - «Ядерную семейку» - он продал самому Стивену Спилбергу), но на экране были воплощены лишь два из них - «Стой! Или моя мама будет стрелять» и «Мне хватит миллиона». Согласен, не самые удачные для подражания и примера фильмы, но они принесли Снайдеру и его соавторам миллионы долларов.

«Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» была впервые изд 42a7 ана в 2005 году и послужила толчком к возникновению серии «Спасите котика». За несколько лет Снайдер успел выпустить еще две книги о сценарном мастерстве и, наверняка, подумывал о создании новых, но, к сожалению, в 2009 году его не стало.

Существует немало интересных и познавательных книг о том, как создать свой собственный фильм или написать сценарий. Вспомним хотя бы «Кино между адом и раем» Александра Митты или «Историю на миллион долларов» Роберта Макки. Казалось бы, что еще нового можно почерпнуть у мастеров экрана для того, чтобы стать успешным кинематографистом.

Блейк Снайдер не придумал колесо, но сумел собрать в одно целое, чему научился сам, и преподнести свой опыт в увлекательной форме. Уже только одно название книги говорит о том, что читателя ждет юмористическое хождение по мукам сценариста с кучей занимательных примеров.

И все же, зачем спасать кошку?

Снайдер придумал эту фразу для того, чтобы будущий зритель проникся симпатией к главному герою. Ему не обязательно в каждом фильме спасать кошку, это могут быть старушка, ребенок или больной. Главное, чтобы у героя сложился положительный образ после сделанного им доброго дела, и зритель после этого не станет отворачиваться от его холодноватого взгляда или хладнокровной руки.

Автор придумал не только термин с кошкой, но и предложил свою классификацию жанров. Вместо триллеров, мелодрам, комедий и ужасов на страницах вы встретитесь с малопонятными поначалу словосочетаниями «Монстр в доме» (под эту классификацию попадает «Чужой»), «Путешествие за золотым руном» («Звездные войны»), «Джинн из бутылки» («Брюс Всемогущий»), «У чувака проблема» («Крепкий орешек»), «Обряд посвящения» («Дни вина и роз»), «Два товарища» («Человек дождя»), «Преступление и наказание» («Китайский квартал»), «Торжество чудака» («Форрест Гамп»), «Чувак в группе» («Пролетая над гнездом кукушки») и «Супергерой» («Бэтмен» и т.д.). Снайдер не раз повторяет, что нужно писать так, чтобы сюжет был понятен даже пещерному человеку, и для этого как раз очень подходят архетипные сюжеты, представленные в классификации. Т.е. следует сосредоточить внимание на первичных потребностях: выживании, голоде, сексе, защите близких и страхе смерти.

Автор много рассказывает о том, как написать удачный логлайн (краткий пересказ сюжета), придумать яркий образ персонажа и, наконец, подготовиться к написанию самого сценария. Для подготовки Снайдер предлагает использовать 40 карточек, на которых нужно указать сцены и эмоциональный рост персонажей. Лишь после того, как все карточки будут соответствовать тремя актам сценария, автор может приступить к написанию сценария.

Снайдер также делится опытом о том, как готовый сценарий продвигать на рынке, но данный раздел, как мне кажется, будет менее интересен читателям, поскольку несколько отличается от российской действительности. Но в целом книга представляет собой увлекательное чтение даже для тех, кому просто интересно, какие подводные камни подстерегают сценариста на его пути к славе.

Что касается оформления издания, то оно явно предназначено для работы дома. Книгу из-за ее альбомного формата нельзя взять с собой в дорогу, чтобы где-нибудь в кафе выписать в блокнот важные для себя моменты. А с другой стороны Снайдер предлагает практические задания, результаты которых можно записать карандашом на широких полях книги.

Присутствуют в книге и опечатки, но без этого, к сожалению, не обходится ни одно современное издание.

Книга пригодится многим начинающим авторам, не попавшим в свое время на семинары Роберта Макки, а также тем сценаристам, которые считают, что уже добились всего. Она не лишена банальностей, но все-таки сконцентрировала в себе все те нюансы, без которых многие современные выглядят мертвыми и холодными.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа