«Роснефть» нацелилась на газ

 »   » 
  • Опубликованно
  • «Роснефть» нацелилась на газ

В обозримой перспективе она планирует не только добывать 100 миллиардов кубометров газа в год, но и стать одним из основных игроков на рынке газомоторного топлива.

Потенциал динамичного роста

Для компании, сосредоточенной в первую очередь на добыче нефти, это амбициозная задача. Но - выполнимая. Сегодня «Роснефть», которая вошла в тройку крупнейших в России производителей газа, продолжает наращивать темпы в развитии этого бизнеса. В прошлом году компания совершила рывок, добыв 42 миллиарда кубометров газа. 

Как отмечают в компании, основными центрами роста в ближайшие годы станут проект «Роспан» (Ново-Уренгойский, Восточно-Уренгойский лицензионные участки), Харампурское и Береговое месторождения и Кынско-Часельская группа месторождений. Большой потенциал и у шельфовых проектов компании: ее ресурсы на шельфе оцениваются в 24 триллиона кубометров газа. «Роснефть» намерена построить «Дальневосточный СПГ» - завод по производству сжиженного природного газа. Первая очередь предприятия, пуск которой намечен на 2018 год, будет ежегодно производить 5 миллионов тонн СПГ.

Увеличивать объемы компания планирует не только за счет проектов добычи природного газа, но и за счет повышения уровня монетизации попутного нефтяного газа, доведя его рациональное использование до 95 процентов.

Растет добыча - растет и реализация: в прошлом году компания продала в 3,5 раза больше газа, чем в предыдущем, - 39,1 миллиарда кубометров - во многом благодаря приобретению «Итеры» и активов ТНК-ВР. Сейчас у «Роснефти» уже заключены долгосрочные контракты на поставку больше 80 миллиардов кубометров природного газа на внутренний рынок - генерирующим компаниям, предприятиям нефтехимической и газохимической отрасли.

А новым и приоритетным направлением газовой стратегии «Роснефти» стал выход на рынок газомоторного топлива - она будет создавать сеть заправок, реализующих компримированный (сжатый) природный газ.

Как известно, автомобили в основном заправляются двумя типами газа - сжиженным и сжатым. Сжиженный пропан-бутан сегодня реализуется повсеместно на многих АЗС, в том числе и на заправках «Роснефти»: на ее 215 станциях можно заправиться пропаном.

А вот метановых заправок в стране всего чуть больше 200. Но именно с ними нефтегазовые компании связывают большие перспективы: «Роснефть» сделала ставку на развитие КПГ (компримированного природного газа).

Лед тронулся

В середине июня завершился автопробег, посвященный воссоединению Республики Крым и России. В караване «КамАЗов», преодолевших 5800 километров из Набережных Челнов в Крым и обратно, были только работающие на сжатом газе машины.

Разработку двигателя, работающего на метане, на Камском автозаводе начали в конце 90-х годов, а первые опытные образцы прошли испытания в 2005-м. С 2008 года газомоторные грузовики поставляются заказчикам мелкими сериями. Правда, участникам пробега пришлось составлять маршрут таким образом, чтобы на пути следования была возможность заправиться.

Пока в России всего чуть больше 200 заправок, реализующих сжатый природный газ. Причем, если относительно нормальная ситуация с ними отмечается в Центральном, Южном округах и Поволжье, то чем дальше на восток, тем газонаполнительных станций меньше - за Уралом их вообще можно сосчитать по пальцам. 

В рамках автопробега специалисты «Роснефти» провели для представителей региональной власти, автотранспортных предприятий презентации о планах компании по развитию сети реализации сжатого природного газа и рассказали о преимуществах его использования.

К 2016 году «Роснефть» собирается довести количество заправок с газомоторным топливом до 60 в 12 регионах, с руководителями которых заключены соглашения о сотрудничестве в области использования газомоторного топлива. К 2020 году «Роснефть» планирует довести количество объектов сети по реализации сжатого газа до 900, в первую очередь в крупных городах и на наиболее загруженных автомагистралях. Ведь, как известно, правительство страны поставило задачу доведения уровня его использования на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб в крупных городах до 50 процентов.

Участники автопробега Набережные Челны - Севастополь преодолели около 6 тысяч километров.
Фото: Сергей ГУЛЕНКО

Планируя развивать рынок сбыта компримированного (сжатого) природного газа и автомобилей, работающих на нем, «Роснефть» подписала ряд соглашений с производителями автомобилей и оборудования. Например, с «КамАЗом» компания договорилась вести совместные опытно-конструкторские работы по созданию колесной техники с двигателями, работающими на газе, а также развивать необходимую инфраструктуру заправок и сервиса.

Очевидная выгода

Недавно глава «Роснефти» Игорь Сечин и мэр Москвы Сергей Собянин подписали соглашение о сотрудничестве по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива. Кстати, по предварительным оценкам, если перевести весь муниципальный транспорт на газ, то это почти вдвое снизит нагрузку от автотранспорта на экологию столицы.

Кроме того, подсчитано, что один городской автобус, работающий на альтернативном топливе, за время эксплуатации сэкономит транспортному предприятию около 2 миллионов рублей. В масштабах города, на маршрутах которого задействовано 7,5 тысячи столичных автобусов, получается ощутимая экономия - 15 миллиардов рублей!

Правда, до сих пор на газ перешли только 218 из них. Причина банальная - нет развитой газозаправочной инфраструктуры. В столице всего четыре газокомпрессорных станции, в Московской области - три. Понятно, что в таких условиях автотранспортные предприятия вынуждены работать на традиционном дизельном топливе. 

Интересно, что ждут появления метановых заправок не только крупные предприятия, но и частники. Например, если перевести на газ стандартную «Газель», это обойдется примерно в 40 - 50 тысяч рублей, и эти затраты при ежедневной эксплуатации машины окупятся менее чем за полгода.

Крупные нефтегазовые компании стремятся комплексно развивать газомоторное направление, видя его очевидные выгоды.

Если компании будут придерживаться намеченных планов, то в течение ближайших 5 - 6 лет на территории страны будут работать не меньше 1,5 тысячи автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) с объемом продаж в 10 миллиардов кубометров топлива. А к 2030 году их количество должно вырасти до 3,5 тысячи, и доля АГНКС в системе отечественного автозаправочного комплекса превысит 10 процентов.

Перспективы определены

Газомоторный проект получил мощный импульс. Недавно в Нижнем Новгороде «Сбербанк Лизинг» и Государственная транспортная лизинговая компания договорились о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте и сельхозтехнике, а также о снабжении российских регионов современными техническими средствами и создании инфраструктуры для производства, хранения и использования природного газа.

В рамках подписанного соглашения предполагается предоставление в лизинг газомоторной техники, разработка совместных программ и предложений для покупателей этой техники, подготовка предложений для правительства и федеральных орга 8000 нов исполнительной власти.

В реализации соглашения будут участвовать также нефтегазовые компании и производители автотехники.

К Сочинской Олимпиаде «Роснефть» открыла в Краснодарском крае метановую заправку.
Фото: предоставлено пресс-службой «Роснефти».

Три аргумента в пользу альтернативы

1. Экологичность

Газ в 4 - 5 раз экологичнее бензина, так как тяжелые металлы и окись углерода в выхлопах метанового двигателя практически отсутствуют.

2. Экономичность

Сжатый природный газ - метан - является самым дешевым видом моторного топлива. Расходы на топливо на 100 км пробега более чем в два раза ниже, чем у автомобиля с дизельным двигателем, и в 2,5 раза ниже, чем у «железного коня» с бензиновым двигателем.

По приблизительным подсчетам, при километраже 30 тысяч километров в год автолюбитель сэкономит порядка 35 тысячи рублей, а водитель автобуса или грузового автомобиля - около 135 тысяч.

3. «Эластичность»

Двигатель на газе работает «эластичнее», чем на жидком топливе потому, что газовая смесь в цилиндрах воспламеняется медленнее. При этом она не «смывает» масляную пленку между цилиндром и поршнем. Благодаря этому мотор живет дольше примерно в 1,5 раза.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Бензин и дизтопливо сдадут позиции?

Сейчас в стране зарегистрировано больше 50 миллионов единиц автотранспорта. Из них около 7 миллионов приходится на грузовики и автобусы. Подавляющее большинство из них заправляются традиционным топливом - бензином и соляркой.

Чуть больше миллиона могут работать на сжиженном газе - пропане. И всего около 100 тысяч заправляются компримированным (сжатым) природным газом - метаном. Для сравнения: сегодня в мире почти 5 миллионов машин заправляются сжатым природным газом на 9 тысячах АГНКС.

На этом фоне Россия, имея крупнейшие запасы газа и являясь лидером по его добыче, находится в конце второго десятка среди государств по использованию газа на автотранспорте. Но, если судить по амбициозным планам отечественных компаний, в ближайшие годы ситуация будет меняться.

АКТУАЛЬНО

От скважины до крыла

«Роснефть» за год удвоила объемы авиатопливного бизнеса.

В цене авиабилета доля топлива может доходить до 50 процентов. Чем меньше в топливном бизнесе посредников, тем она ниже. А процесс ценообразования - прозрачнее. К тому же солидный производитель авиатоплива - еще и гарантия качества.

«Роснефть» активно развивает свой авиазаправочный бизнес, расширяя географию топливозаправочных комплексов и обслуживая ведущих авиаперевозчиков. Сейчас компания представлена практически во всех регионах России, имея в аэропортах собственные топливно-заправочные комплексы и карточки хранения в сторонних ТЗК. В 2013 году объем реализации авиатоплива практически удвоился и составил 3,1 млн. тонн, а количество аэропортов присутствия на территории России выросло до 26.

Во многих аэропортах нефтяная компания имеет собственные заправочные комплексы.
Фото: предоставлено пресс-службой «Роснефти».

«Роснефть» расширила клиентскую базу за счет ведущих перевозчиков, таких как венгерская Wizz Air, Korean Air, «Алроса» и «Сибирь». Расширена зона покрытия в сотрудничестве с авиакомпаниями Lufthansa, Turkish Airlines, «Уральские авиалинии». Компания также заключила с «Аэрофлотом» пятилетний контракт на заправку воздушных судов в аэропорту «Шереметьево». Уже в текущем году заключены контракты на заправку самолетов трех греческих авиакомпаний: Blue Bird Airways, Astra Airlines и Ellinair. Лайнеры авиакомпании Astra Airlines будут заправляться в аэропортах Архангельска, Ставрополя и московском «Внуково». Самолеты Ellinair - в Минеральных Водах, а Blue Bird Airways - во «Внуково» и Ростове-на-Дону.

Не забыт и Крым, недавно воссоединившийся с Россией, - «Роснефть» теперь обеспечивает топливом в аэропорту Симферополя самолеты компаний S7 Airlines, «Уральские авиалинии», «Аэрофлот», «Донавиа», «АК «Россия».

Ведущие авиакомпании делают выбор в пользу «Роснефти», учитывая высокий уровень предоставляемых услуг, своевременность заправок и комплексные предложения по сети аэропортов. 

Алексей СИДОРОВ


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа