Эксперты - об оттоке капитала: Бегство денег из страны - это миф

 »   » 
  • Опубликованно
  • Эксперты - об оттоке капитала: Бегство денег из страны - это миф

По предварительным данным Центробанка, только за первые три месяца из страны убежало ни много ни мало $50 млрд. Если перевести это в более понятные величины, то мы лишились годового бюджета Москвы. А всего за время после кризиса страну покинуло около $450 млрд. Для сравнения, это больше всего нашего федерального бюджета. Заоблачная вроде бы сумма. Но пугаться тут нечего, объясняют эксперты. Статистика движения капитала - очень тонкая штука. Что имеется в виду?

КУПИЛ ВАЛЮТУ - ВОШЕЛ В СТАТИСТИКУ ЦБ

Для начала определимся с терминами и формулировками. Отток (или приток) капитала - это разница между тем, сколько денег пришло в страну и сколько ушло.

- Это некая бухгалтерская строка, в которой суммируется несколько показателей, - говорит Михаил Королюк, начальник отдела управления инвестициями ИФД «Солид». - Грубо говоря, это все, что из рубля перетекает в валюту. Сюда действительно включаются суммы, которые физические лица или компании выводят за рубеж. Но есть важный нюанс. Он состоит в том, что валютно-обменные операции в нашей стране тоже относятся к движению капитала. Поэтому немудрено, что у нас по итогам марта возникли панические настроения: мол, капитал бежит из России. Ничего подобного: просто народ бросился в обменники, увидев, как резко стал дешеветь рубль по отношению к другим валютам.

- Наблюдавшийся отток капитала был связан с тем, что население переводило рублевые сбережения в валютные, - подтвердил этот факт глава Минфина Антон Силуанов, заметив при этом, что сейчас тенденция изменилась.

Как считают эксперты, валютно-обменные операции занимают весомую долю в общей статистике - чуть ли не половину. Так что в реальности отток капитала не такой высокий, как кажется. Какой он на самом деле? Для этого называемые цифры нужно делить пополам - это, конечно, очень грубые вычисления, но тем не менее они наиболее приближены к реальности.

 

БОЛЬШЕ ЭКСПОРТ - МЕНЬШЕ ПРИТОК

Главный довод скептиков - мол, капиталы утекают из страны потому, что у нас плохой инвестиционный климат. Вот-де бизнесмены и предпочитают держать деньги за бугром. Доля истины в этом, конечно, есть. Но не все так просто.

- Платежный баланс любой страны включает два основных счета - текущих операций (он включает в себя разницу между экспортом и импортом) и движения капиталов, - поясняет Алексей Можин, представитель России в Международном валютном фонде (МВФ). - Чем больше один из них «в плюсе», тем сильнее другой должен быть «в минусе», поскольку баланс по определению всегда равен нулю. Соответственно отток капитала из России зеркально отражает положительное сальдо нашего счета текущих операций.

Другими словами, мы больше зарабатываем на продаже наших товаров за рубеж, чем тратим на покупку импортных вещей. И по этому показателю находимся в числе мировых лидеров (см. графику).

- Очень многие говорят, что отток капитала - это плохо, - говорит Михаил Королюк. - Тем не менее в ряде ситуаций отток капитала является нормой. Если мы посмотрим на страны, которые больше продают, чем покупают за границей, то почти у всех из них наблюдается отток капитала. Возьмите те же Китай, Австралию или Норвегию. Это происходит даже в развитых странах с сырьевой экономикой. По сути, когда они экспортируют товары, у них образуется некая грыжа в виде дополнительных доходов. И эти деньги надо куда-то запихивать. Поэтому излишки средств они вынуждены вкладывать за рубеж. Это такая особенность экономик.

По мнению либеральных экономистов, это все равно говорит о слабости нашей экономики. Мол, если бы у нас было достаточно хороших бизнес-проектов, не приходилось бы вкладывать резервные деньги в гособлигации развитых стран и тем самым увеличивать отток капитала. Но, если посмотреть на статистику, Россия здесь далеко не на первых местах (см. графику).

«Вывоз капитала - тенденция не исключительно российская, она характерна для других стран с экспортно ориентированной экономикой, - говорится в докладе Российского фонда прямых инвестиций. - Если в процентах от ВВП оценить динамику чистого притока и оттока, то выяснится, что Норвегия, Кувейт и Япония имеют ситуацию как минимум не лучше, а в большинстве случаев даже хуже, чем Россия».

- Отток капитала - это не хорошо и не плохо. Это нормально, - говорит Алексей Можин. - Вообще чем ближе к балансу, тем нормальнее. А у нас очень близко. 1,6% ВВП - очень небольшой дисбаланс.

 

ДОКРИЗИСНЫЙ БУМ

Миф о том, что отток капитала - это плохо, сформировался во время кризиса. До середины 2000-х годов инвесторы были не очень активны на российском рынке. Бум начался в 2006 году. Тогда приток капитала составил сумасшедшие по тем временам $43 млрд. (см. графику).

- Это был приход спекулятивного капитала на российский фондовый рынок, - вспоминает Михаил Королюк. - Инвесторы, можно сказать, поливали нашу биржу деньгами из брандспойта. И это объяснимо. С 2003 года на мировом рынке начался резкий рост цен на нефть. Но наш рынок стоял на месте, потому что инвесторы опасались последствий дела «ЮКОСа». В итоге наши акции были очень недооценены. И когда в 2006 году инвесторы стали возвращаться на наш рынок, рост был сумасшедшим.

 

В итоге индексы РТС и ММВБ за два года выросли в несколько раз, а рубль серьезно укрепился по отношению к доллару. С точки зрения статистики все выглядело очень хорошо, но факт в том, что укрепление рубля плохо повлияло на нашу экономику. Конечно, многие предприятия смогли купить оборудование подешевле, но затраты остались в рублях, продукция стала менее конкурентоспособной.

Естественно, как только грянул кризис, спекулянты спешно вывели свои средства с нашего фондового рынка. А поскольку на нашей бирже играли в основном западные инвестфонды, то они поспешили вернуть деньги в собственные экономики. Не зря же за последний год фондовые рынки США, Японии и ряда европейских стран выросли на 20 - 30%. А теперь, похоже, начнут снова возвращаться в нашу страну. По крайней мере некоторые западные инвестфонды уже начали вкладывать средства в дешевые российские акции. И ситуация на Украине им не помеха.

Кстати, если брать только один показатель по движению капитала, то должны неплохо себя чувствовать экономики Украины, Беларуси и Киргизии. Там приток капитала за 2013 год составил от 9 до 12% ВВП. Но это означает лишь тот факт, что страна очень сильно зависит от зарубежного финансирования, то есть не может сама себя обеспечить.

Это наблюдалось в тучные докризисные годы. Когда цена на нефть зашкаливала, рубль укреплялся и компании все активнее покупали товары и оборудование за рубежом. Экономисты тогда еще боялись: мол, это приводит к тому, что мы все больше зависим от заграничной продукции.

- Или у нас профицит по текущим операциям (когда экспорт превышает импорт. - Ред.) и тогда отток капитала, или у нас приток капитала и тогда дефицит по текущим операциям. Только так: или руки с мылом, или чай с сахаром, - говорит Алексей Можин.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа