Жизнь как коуб

 »   » 
  • Опубликованно
  • Жизнь как коуб

Кто и как переживал День сурка в кинематографе



В прокат выходит «Грань будущего» — фантастический боевик с Томом Крузом, построенный по принципу «замри — умри — воскресни»: главный герой вынужден проживать события одного и того же дня с трагическими последствиями. Приём этот в кинематографе не новый, но действенный. Внимание: спойлеры!


«День сурка» (1993)

Ситуация: Канонический в этом жанре фильм Харольда Рамиса (к тому же ещё и комедия) про то, как неприятный телеведущий Фил Коннорс (Билл Мюррей) приезжает со своей съёмочной группой в городок Панксатони, штат Пенсильвания, на День сурка, праздник, традиционно проходящий 2 февраля. Там он попадает в петлю времени и каждый день переживает одни и те же события. Интересно, что за несколько лет до Рамиса на ту же тему высказался Владимир Хотиненко в фильме «Зеркало для героя», где главные герои тоже попадали в своего рода коуб.

Решение: Чтобы День сурка закончился, Филу надо перестать быть мудаком, что он блистательно и делает, начиная совершать добрые дела.



«Провал во времени» (1997)

Ситуация: На техасском хайвее машина Карен (Кайли Трэвис) — в прошлом ведущего переговорщика чикагского управления полиции — глохнет после того, как врезается в придорожный билборд. Подбросить женщину вызывается одиозный тип с бакенбардами по имени Фрэнк (Джеймс Белуши), у которого есть девушка Райанна (Шэннон Уирри) с крайне затравленным видом. И тому есть простое объяснение: на поверку Фрэнк оказывается настоящим психопатом. Когда он начнёт стрелять во всё, что движется, Карен скроется от него в здании Техасского ускорителя частиц, где с помощью машины времени переместится на 20 минут в прошлое, чтобы исправить то, что, кажется, пошло не так.

Решение: Следуя традиции Дня сурка, блондинка со скрытыми навыками несколько раз проживёт эти последние 20 минут, в то время как уровень разрушений с каждым её возвращением будет увеличиваться в геометрической прогрессии. И он прекратится только тогда, когда Карен, на манер Эльзы из «Холодного сердца», не примет для себя решительную максиму: «Отпусти и забудь, что прошло, уже не вернуть».



«Беги, Лола, беги» (1998)

Ситуация: В отличие от других героев этого списка Лола (Франка Потенте) сама себе устраивает временную петлю, чтобы устранить неприятности, которые случились с её парнем (Мориц Блайбтрой). Для этого она использует инструментарий Форреста Гампа, который завещал потомкам простую истину: чтобы найти решение проблемы порой надо просто бежать.

Решение: см. выше.



«Секретные материалы»

(1993 – 2002)

Ситуация: У агента ФБР Малдера (Дэвид Духовны) прохудился водяной матрас, он затопил соседей снизу и выписал им чек за неудобства, но понял, что на счёту нет нужной суммы. Пошёл в банк в тот момент, когда-то какой-то отморозок, обвешанный взрывчаткой, решил его ограбить. Когда на место подоспела агент Скалли (Джиллиан Андерсон), Малдер уже успел словить пулю, а грабитель взорвать всё к чертям. На следующее утро Малдер как в ни чём ни бывало проснулся, матрас снова протёк, но у агента было стойкое ощущение дежа вю. Был понедельник… Сценарий «Понедельника» (6 сезон, 14 серия) написал Винс Джиллиген (шоураннер «Во все тяжкие») вместе с Джоном Шибаном — вообще, «Секретные материалы» стали хорошей школой для многих сценаристов и режиссёров.

Решение: Разорвать петлю времени может только один человек, который, в отличие от всех остальных персонажей, понимает, что происходит, — подружка грабителя. Но она ещё об этом не знает.



«Треугольник» (2009)

Ситуация: Джесс (Мелисса Джордж) — мать-одиночка — отправляется в плавание вместе с приятелями на яхте, однако судно попадает в шторм. Когда буря завершится, бултыхающиеся в воде ребята увидят лайнер. На первый взгляд, корабль пуст, часы на его борту не тикают. Показавшееся спасением, судно на самом деле окажется входом в чистилище. Героев перебьют, а главная героиня вынуждена будет оказываться на нем снова и снова, проживая один и тот же день.

Решение: Чистилище не принимают протестанты и православные, в то время как у католиков это неотъемлемая часть вероучения. Здесь, как правило, человек подвергается «временному» наказанию после смерти. Так что Джесс остается только понять, что же она такое натворила в своё время на Земле, раз оказалась тут.



«Территория тьмы» (2009)

Ситуация: Режиссёрский дебют Томаса Джейна про то, как парочка молодожёнов (собственно, Джейн и Лорен Джерман) сбивают ночью на дороге незнакомца, а тот набрасывается на них и вообще ведёт себя как Рутгер Хауэр из фильма «Попутчик», то есть, мучает супругов, но не объясняет, почему. Мол, вы ребята умные, сами разберётесь.

Решение: Финальный твист запрятан под финал, и он как раз связан с петлёй времени. Выхода из ситуации, показанной в картине, нет. Очевидно, что тут День сурка — это плата за грехи.



«Повторяющие реальность» (2010)

Ситуация: Трёх пациентов рехаба, бывших наркоманов (Дастин Миллиган, Аманда Крю, Ричард де Клерк) во время грозы бьёт током, после чего они застревают в одном и то же дне — среде. Сначала ребята, как и герой Билла Мюррея, пускаются во все тяжкие, но вскоре двое из них задумываются о вечном и начинают крутить роман, в то время, как третьему сносит крышу. Фильм — тёмная лошадка, но это, пожалуй, тот самый случай кота в мешке, когда история выезжает за счёт актёров (приятных) и атмосферы. К тому же, картина даёт внятный ответ на вопрос: что было бы, если бы Билл Мюррей не один переживал День сурка? Ничего хорошего!

Решение: Ребята, судя по всему, видели фильм Харольда Рамиса, поэтому делают всё правильно - решают покаяться.



«Исходный код» (2011)

Ситуация: «Квантовый скачок» встречает «День сурка». Ещё один небезынтересный, пусть и несколько перемудрёный пример рекурсии в кино. Капитан Колтер Стивенс (Джейк Гилленхол) проснулся не в своём теле в электричке, следующей до Чикаго. Через несколько минут состав взорвался, и Стивенс очутился в какой-то капсуле, где ему хоть любезно, но непреклонно объяснили, что он, благодаря программе «Исходный код», будет возвращаться в прошлое за 8 минут до взрыва, пока не найдёт террориста.

Решение: Спасти состав (и своё будущее, Стивенс ещё не знает, что на самом деле с ним происходит) непросто, но возможно. Для этого надо создать параллельную реальность, что главный герой в финале успешно и делает.



«Лимб» (2013)



Ситуация: «День сурка» встречает «Других». 16-летняя Лиза (Абигайль Бреслин) мертва и, в отличие от своих родных, понимает это. Вынужденная ежедневно проживать свой день рождения (вот что значит — праздн 3deb ик затянулся), она вместе с остальными родственниками не способна покинуть дом, окутанный липким туманом. Вскоре, впрочем, на их пороге появится незнакомец и реальность, и без того зыбкая, вообще потеряет очертания.


Решение: Ну, тут все просто. Как и в «Милых костях» девочке надо разоблачить своего убийцу, который терроризирует её и после смерти. Сделать это крайне сложно, но девочки-подростки, как показывает практика (и те же «Милые кости»), это неплохо умеют делать.



«Грань будущего» (2014)



Ситуация: Экранизация манги Хироси Сакурадзаки «Всё, что тебе нужно — это убивать» про Тома Круза, действующего на репите. Он играет пиарщика по имени Билл Кейдж, которого нелёгкая занесла на фронт: люди мобилизовали все оставшиеся силы для борьбы с пришельцами (мимиками). Круз погибает в бою в самом начале фильма, однако тут же воскресает и снова идёт в бой. Дело в том, что его персонаж подвергся воздействую крови пришельца, которая позволяет отмотать события назад. Муштровать недотёпу начинает суперспецназовец Рита Вратаски (Эмили Блант), которая знает: всё, что нужно Кейджу — это научиться убивать.


Решение: Как выкрутится из этой ситуации герой Тома Круза, мы узнаем из фильма, но самые любопытные могут прочитать мангу уже сейчас.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа