- Александр Николаевич, Путин, Назарбаев и Лукашенко подписали договор о создании Евразийского экономического союза. Чего нам ждать от него?
- Ждать нам придется очень многого. Потому что для бизнеса, я могу говорить прежде всего от имени бизнес-сообщества России, это серьезные изменения правил игры.
На самом деле это не просто некий международный договор, а это в некотором смысле внешняя среда, повернутая вовнутрь – вовнутрь России. И те обязательства, которые страны взяли на себя, это обязательства по созданию полноценного экономического союза, основой которого, безусловно, является Таможенный союз. Но уже в рамках Таможенного союза начали выстраиваться и наднациональные технологии принятия решения, регулирования в целых сферах экономики.
- А если говорить конкретно?
- Ну, например, техническое регулирование уже несколько лет перешло с национального уровня на наднациональный уровень. И таких компетенций, которые уходят с национального уровня на уровень Евразийской экономической комиссии, по этому договору становится намного больше.
В частности, речь идет о регулировании рынка финансовых услуг, о гармонизации налоговых система и так далее.
Безусловно, для бизнес-сообщества важно понимать, в каком регуляторном пространстве окажутся компании, бизнес и так далее.
- А вы участвовали в подготовке этого договора?
- Мы, как ведущая организация бизнеса, участвовали в обсуждении проекта союзного договора. Многие из наших предложений учтены в окончательном тексте, в приложениях к основному договору. Некоторые из предложений мы просто не успели довести до правительств стран, до президентов, в силу того, что довольно сжатые сроки.
Но тем не менее, остается возможность реализации намерений бизнеса, естественно, согласованных с национальными правительствами, в виде отдельных соглашений, которые будут разрабатываться, подписываться и реализовываться уже после вступления в силу основного союзного договора.
- А что дальше?
- С 1 января 2015 года на самом деле базовые принципы функционирования единого союзного экономического пространства вступят в силу. Но, тем не менее, предстоит довольно большая работа по имплементации (выполнение международных обязательств внутри государства. - А.Г.) норм прямого действия, прописанных в договоре, и по созданию дополнительных норм, которые могут быть прописаны в отдельных соглашениях.
Пример классический – Европейский союз, где постоянно принимаются решения, регулирующие те или иные направления деятельности. Не только базовые соглашения, типа Римского договора или Лиссабонского договора, регулируют деятельность Европейского союза, но и многочисленные документы, которые являются, по сути дела, наднациональным законодательством.
Поэтому и нам предстоит идти по этому же пути.