Глава минэкономики Алексей Улюкаев: Любой министр станет бывшим. Зато бывшие ника ...

 »   » 
  • Опубликованно
  • Глава минэкономики Алексей Улюкаев: Любой министр станет бывшим. Зато бывшие ника ...

Вопросом «Кто виноват?» в проблемах отечественной экономики на форуме в Питере решили особо не задаваться. Нет у России сейчас времени это выяснять. А вот ответ на вопрос «Что делать?» хочешь не хочешь, а искать пришлось.

НИКТО НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ

Глава Сбербанка Герман Греф славится своими сессиями на всех форумах: вопросы задает сложные, гостей выбрать умеет. И на этот раз Герман Оскарович, будучи бывшим министром экономики, позвал своего экс-коллегу и бывшего министра финасов Алексея Кудрина, нынешних министров экономики и финансов Алексея Улюкаева и Антона Силуанова. Роль всеобщего оппонента выполнял помощник президента Сергей Глазьев. За бизнес отвечал глава РДЖ Владимир Якунин. Ну а Анатолия Чубайса, главу Роснано, позвали, вероятно, на случай, если кто-то все-таки начнет искать виноватого.

Для начала Герман Греф предствил результаты опроса «Если у России экономическая политика? И понимаете ли вы ее?». Спрашивали, между прочим, не бабушек на улице, а профессиональную аудиторию. Но результат от этого не сильно изменился: 30% опрошенных считают, что четкой экономической политики нет. Правда, среди 70% тех, кто верит, что экономполитика все-такие какая-то есть, 30% искренне ее не понимают.

Алексей Улюкаев, министр экономики тоже однозначно не смог ответить на эти вопросы.

- У нас хорошие стратегии, но плохое исполнение, - начал он философски. – Заявляем, что снижаем давление на бизнес, а на деле повышаем.

- Для министра экономики ваше заявление очень самокритично, - подколол Улюкаева Греф. – Но я соглашусь, что даже мне российская экономическая политика непонятна.

Далее слово взял Сергей Глазьев. У Глазьева оказался целый набор рецептов, как спасти российскую экономику.

- Во-первых, нужно повысить ответственность за выполнение целей, - начал Глазьев. – Если цели поставлены и не выполнены, нужно чтобы за это несли ответственность. У нас сейчас 50% экономики – это госсектор. Это хорошо или плохо? Главное чтобы это было эффективно. Когда выделяются деньги на госпрограммы, а чиновники их не тратят, потому что не знают как, и кладут все средства на депозиты – это не эффективно. Можно ли в России создать экономический рост в 6%, Можно! Все есть: ресурсы, люди, которые наши, но почему-то в американской силиконовой долине работают. Есть и промышленные мощности, которые на 30% не используются. А вот денег нет. Нужен доступ к длинным дешевым кредитам. Не спонсировать мировую экономику, а кредитовать свой бизнес самим. И последнее, мировая экономика находится в структурных ловушках, когда изменения показывают, что достигнут пик траектории

- Простите, я бы еще попросил, не использовать много терминов, - перебил Глазьева Греф. - А то получается, как в том анекдоте про физиков. Когда сидят они в баре выпивают, а тут девушка красивая идет, один из них говорит: «Смотри, какой интересный набор атомов»!

- Я могу и проще - воровать надо меньше! – упростил все Глазьев. – Три года назад государство выделило банкам деньги, чтобы спасти их от кризиса, но с условием, чтобы эти деньги дошли до реального сектора. На деле банки воспользовались девальвацией рубля, чтобы на курсе заработать, а до реального сектора ничего не дошло.

- Эээ, я про банки ремарку оставлю без комментария, - ответил глава Сбербанка под смешки за зала.

Но выступление Глазьева решил прокомментировать Чубайс.

- Я категорически против контроля, ничего более вредного быть не может. Кому-то тут надо объяснять во сколько оценивается такое усиление контроля для бизнеса?

- Как это характерно для Чубайса! - возмутился Глазьев. – Приписать оппоненту слово, которое тот не говорил, а потом с пролетарской ненавистью его разносить. Я не произносил "усиления контроля", я говорил о повышении ответственности.

Присутствующие захлопали и рассмеялись.

ХОРОШО БЫТЬ БЫВШИМ

Слово взял Владимиру Якунину. Глава РЖД тут же продемонстрировал, что может держать внимание зала.

- Здесь присутствует два человека, которые определили мою жизнь, - начал он. – Первый - это Алексей Кудрин, который в бытность министром финансов, доведенный до исступления моей несговорчивостью по вопросам, на что можно тратить деньги, а на что нет, сказал: Володь, ну что ты споришь, вот ты понимаешь в железнодорожном деле, вот ты этим и занимайся, а я профессор, я лекции читаю. После этого мне пришлось защитить кандидатскую диссертацию. А второй - Герман Греф, который будучи министром экономического развития, представил концепт социальной политики. И я у него спросил, почему в концепте нет ни слова о промышленности. Герман Оскарович ответил: Володь, ну какая промышленности в постиндустриальном обществе? Дело в том, что тогда термин «постиндустриальное общество», по всей видимости, понимался лучше, чем термин "стерилизация".

- Я считаю, что правильно критиковать бывших министров, а не нынешних, - с иронией заметил Греф. – Алексей Леонидович, почему вы не дали показать Якунину чудеса с железной дорогой?

- Хорошо быть министром, - рассуждал глава минэкономики Алексей Улюкаев. – Тебя не критикуют, а бывших критикуют. Но любой министр когда-нибудь станет бывшим. Зато бывшие отвественности не несут…

В ответ все от души посмеялись. Якунин продолжил.

- Решая наши проблемы, нам нужно ставить на первое место культуру и образование. Ответственность, это не милиционер, который тебя оштрафует. И нам нужно создавать условия для воспитания ответственных людей. А когда мне говорят, что нужно запретить сказки русские читать детям, мол, они не мотивируют к труду, я отвечаю, вот я люблю сказки и работаю.

Понятно, что Якунин как раз за то, чтобы вкладывать деньги в инфраструктуру, и чем больше, тем лучше.  

Но на все разговоры, мол, дайте денег на развитие, министры финансов, как бывший Кудрин, так и нынешний Силуанов, не особо реагируют. По мнению Кудрина, деньги, которые можно было отдать на развитие, пошли на оборонку и социалку.

Его приемник Антон Силуанов признался, что когда-нибудь все-таки придется прибегнуть к непопулярным мерам и повысить пенсионный возраст. Только снизив дотации пенсионного фонда можно будет выделить деньги на что-то другое.

Ответ на вопрос, что делать, во многом зависит от того, будут ли расширяться санкции, как быстро разрешится ситуация на Украине.

- Я глубоко уверен, что нынешние риски изоляции России из-за санкций - кратковременное явления. Санкции - это позерство, которое не продлится долго, - подвел с надеждой на будущее итог дискуссии Профессор экономики из Высшего института международных исследований в Женеве Чарльз Виплош.

На том и порешили - тратить накопленные резервы нужно, но осторожно и с оглядкой на текущую ситуацию. А она пока что не очень.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа