Исполнитель: Петр Мамонов, Название: «Как я читал святого Исаака Сирина», Стиль: мелодекламация, Год 2014
Обложка диска. Предоставлено издателем
Исаак Сирин – великий православный подвижник VII века. Его аскетические писания бесценны для монахов, но и миряне могут почерпнуть из них для себя немало полезного. Один из самых известных старцев современности, насельник Троице-Сергивой Лавры Наум )Байбородин как-то, например, обмолвился, что христианин, который читал классику, но не знаком с трудами Исаака Сирина что-то делает неправильно.
Книгу «Духовный мир Исаака Сирина», выходившую под редакцией митрополита Иллариона Алфеева, Петр Мамонов считает для себя настольной. На протяжении многих лет музыкант возвращается к ней вновь и вновь, неизменно находя там для себя вдохновение для истовой молитвы, утешение и руководство к действию. Однажды митрополит Илларион, решив записать аудиодиск со своей монографией об Исааке Сирине, решил поручить читать отрывки из творений святого именно Мамонову, который подошел к этому не без опаски. Многое далось ему с трудом, но при этом логика митрополита не всегда совпадала с восприятием поучений сирийского святого самим Петром Николаевичем. Поэтому Мамонов решился вернуться к излюбленному чтению вновь, записав собственную четырехчасовую аудиокнигу «Как я читал святого Исаака Сирина».
Фрагменты из «Слов подвижнических» расположены на издании в хаотичном порядке – но так, чтобы слушатель ощутил то величайшее духовное напряжение, которое Мамонов испытал при работе. Большинство цитат представлены в двух-трех дублях. Что-то неуловимо отличается интонацией или манерой чтения. Требовательный к себе Мамонов мог чуть-чуть споткнуться на одном слове – и все безропотно начинал заново. Молитвы, составленные Исааком Сириным, перемежаются с сокрушенными молитвенными воздыханиями самого чтеца: «Господи, я не знаю, как это читать… Помоги мне!».
Нужную атмосферу поддерживают периодически возникающие фоном звуки городской суеты, шум поезда, гул самолета. Встречается даже фрагмент из песни «Но тогда на даче». Все эти случайные кусочки мозаики великолепно передают душевное смятение Мамонова. Но есть и другой полюс: пара псалмов, которые музыкант не читает, а выкрикивает, будто просящий о спасении утопающий, молитва «Верую», умильно пропетая семьей священника Плешинца, голос армянского певца Комитаса Вардапета, Пасхальные песнопения из афонского скита. Таковы живые свидетельства тех, кто, подобно Мамонову, избрали Исаака Сирина своим маяком в бурном житейском море.
К изданию приложен первый том «Закорючек» Петра Мамонова, где дневниковые наблюдения духовного плана перемежаются с крохотными стихотворениями и цитатами из чужих книг. Одна из них как раз принадлежит Исааку Сирину: «Храни себя от многоглаголания, ибо оно угашает в сердце мысленные движения, бывающие от Бога». На диске есть сорокаминутный рассказ Мамонова о его восприятии Исаака Сирина, но эта пространная исповедь не грешит празднословием, а, напротив, свидетельствует о том, что Господь посреди нас.