В Америке уходит со сцены президент-афроамериканец. Два четырёхлетних срока его правления не добавили гармонии в межрасовые отношения. Не дала заметных результатов и работа пресловутого «плавильного котла», выплавляющего, как уверяют, небывалый тип синтетического в расовом отношении американца. Напротив, «котёл» стал страшно чадить, отравляя общественную атмосферу. Америку снова захлёстывает волна расовой вражды, и агрессия нередко исходит от чернокожих.
В американских СМИ трудно найти внятную информацию о чёрном расизме – запрещает «толерантность». Между тем чёрные расисты с удовольствием используют нерешительность белых в подходе к межрасовым отношениям. Что же всё-таки такое чёрный американский расизм сегодня?
Начнём с конца. По сведениям, которые можно найти в Интернете (не в официальной статистике – её просто нет), в 2012 году только из Калифорнии вынужденно уехали 200 тысяч белых граждан. Причина - уличный террор со стороны банд чернокожих и «латинос». Однако банальной расовой преступностью дело не ограничивается. Бумеранг неравноправного положения чёрных вернулся в Америку из двухсотлетнего полёта и ударил в спину «белым господам».
В местностях с преимущественно цветным населением по отношению к белым американцам творится самая чёрная несправедливость, табличка перед входом в бар «Белым и собакам вход воспрещён» здесь никого не удивит. И никто не решится потребовать убрать такую табличку, потому что тут же появится банда темнокожих с бейсбольными битами в качестве аргументов. Никто не удивится, если при устройстве на работу чёрный работодатель отдаст предпочтение чёрному соискателю перед белым независимо от квалификации. Никто не удивится и несправедливому увольнению белого чёрным хозяином и не пойдет в суд искать правды у чёрного судьи.
Здесь никому не нужны достижения «белой культуры», зато повсюду звучит негритянский рэп, хотя ему далеко в музыкальном отношении не только до Джорджа Гершвина и Гленна Миллера, но даже до Джо Кокера. А просьба поставить запись Элвиса Пресли в местной дискотеке может стать поводом для агрессии.
Не следует думать, что черный расизм является лишь следствием социально-экономического неравенства. Да, неравенство существует, но ситуация не столь однозначна. Действительно, темнокожие остаются «социально слабым» расовым меньшинством, процент богатых и преуспевающих граждан среди них невелик, но это и не социальное дно.
Почему большинство афроамериканцев, согласно опросам, восприняли победу Барака Обамы в 2008 году как победу над «белыми угнетателями»? Потому что они верили, что Обама не позволит сократить набор социальных программ — основу их привычного образа жизни. Лёгкие кредитные деньги и пособия для неимущих до кризиса 2008-2009 годов позволяли безбедно существовать. По официальным данным, около 40% населения США в возрасте от 16 лет и старше не работают. Больше 10% населения в трудоспособном возрасте работают неполный рабочий день. Таким образом, почти половина населения США либо не работает вообще, либо работает мало, и в эту половину вмещается большая часть трудоспособного чернокожего населения. Те, кто победнее, сидят на пособиях, те, кто побогаче, – на кредитах. А для того чтобы не было головной боли с возвратом кредитов, существует развитая система рефинансирования. Один кредит гасится другим. Из этой армии бездельников 5% заявляют о себе как о воинствующих тунеядцах, презирающих труд.
Однако халява в силу затяжного экономического кризиса в последнее время начинает давать сбои. Перекредитование долгов блокируется, социальные пособия уже не удовлетворяют запросам новых бездельников, в результате растёт социальное напряжение, усиливаемое расовыми противоречиями. И всё более отчётливым становится расистский характер выступлений чернокожих. Удивительно, но в самых разных городах Америки поводы для массовых выступлений однотипны: в них всегда в качестве обвиняемого участвует американская полиция.
Первые волнения, связанные с такими инцидентами, начались еще в 2012 году. Тогда суд вынес оправдательный приговор Джорджу Циммерману, который обвинялся в предумышленном убийстве чернокожего подростка Трейвона Мартина. Мартин напал на Циммермана, который в качестве добровольного помощника полиции патрулировал улицы одного из американских городов. Он повалил белого на землю и начал его избивать. Циммерман выхватил пистолет и застрелил нападавшего. Жюри присяжных постановило, что Циммерман застрелил Мартина при самообороне, и помощник полиции был освобождён прямо в зале суда.
Это решение вызвало массовый протест чёрных граждан Америки. Примечательно, что участников акций вовсе не волновали обстоятельства той трагической истории. Их, прежде всего, возмущало то, что чернокожего убил белый. В их сознании чёрный по определению может быть только жертвой.
С тех пор началась эпидемия происшествий подобного рода с последующими массовыми волнениями. Иногда возникает впечатление, что всё развивается по сценарию, направляемому невидимой рукой. В любом случае расовый вопрос в Америке при чёрном демократическом президенте обострился. Страна наводняется вооружёнными экстремистскими организациями расистского толка: с одной стороны, «Чёрные ангелы» (фашиствующие чернокожие), с другой - банды «Народной милиции», где готовятся к погромам белые нацисты.
Если в Соединённых Штатах произойдёт социально-политический взрыв, он неизбежно примет расовую окраску. И участниками противостояния будут не только чёрные и белые.
По официальным подсчётам, в Америке проживают около 12 миллионов нелегальных мигрантов из разных стран мира (эксперты называют гораздо большую цифру). Так, на сегодняшний день 53% жителей Тихоокеанского побережья США составляют этнические китайцы. Южные штаты наводнены испаноязычными (в ряде штатов Америки испанский является официальным языком наряду с английским). Есть районы, населённые индейцами, среди которых очень сильны сепаратистские настроения. Американское общество распадается на те же три отчуждённые друг от друга группы населения, что и во времена Алексиса Токвия, наблюдавшего Америку в эпоху рабства, в первой половине XIX века: белые, чёрные и… индейцы. Последние, конечно, называются сегодня мексиканцами, пуэрториканцами и т. д., но суть в том, что они – самая униженная часть американского общества. Среди них больше всего нелегальных мигрантов, готовых работать на любых условиях. Не имея шансов интегрироваться в это общество, они продолжают говорить по-испански.
Небелым дается представительство на политическом уровне, из их числа появился даже президент, но, если посмотреть на фактическое состояние дел, самые нижние слои американского пролетариата – люди с другим цветом кожи, а то и говорящие на другом языке - бесправны и унижены.
Если невидимая рука доведёт своё дело до конца и взрыв случится, то организованные формы ему придаст скорее всего афроамериканское сообщество. Сегодня расистские взгляды, распространившиеся в чёрных низах, начинают разделять и вполне состоятельные представители чернокожего населения США - те, кого до недавнего времени считали интегрированными в жизнь страны и лояльными к американским ценностям.
Может ли расовый бунт угрожать самим устоям Америки? Об этом лучше всего говорит численное соотношение расовых групп в стране: на 230 миллионов белых приходится 80 миллионов цветных, в том числе около 40 миллионов чёрных. Все группы велики, нет ни одной, которую можно легко подавить. Такие гигантские массы людей способны послужить детонатором небывалого расового конфликта с абсолютно непредсказуемым результатом.
И как знать, не вспомнятся ли тогда слова из Откровения Иоанна Богослова о падении Вавилона: «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Откр. 18:2).
Расы и народы могут замечательно жить в мире, если только не напоить их «яростным вином блудодеяния». Это «вино», отравившее образ жизни американцев, заставляет чёрную Америку испытывать ненависть к Америке белой и копить силы для исторического реванша. Какой уж тут «плавильный котёл»…
Дмитрий СЕДОВ