Не могут Соединенные Штаты Америки без России космос осваивать. Ну не получается. Вроде бы и разорвали сотрудничество в космической сфере. Даже согласились смириться с прекращением передачи данных с наземных станций GPS. Но нет, несмотря на исполненные пламенного патриотизма речи сенатора Маккейна, Россия и США продолжают сотрудничество в космической сфере.
Не так давно новостные ленты пестрели фотографиями Плутона, полученными благодаря миссии «Новые горизонты». Бесспорно, эта миссия — выдающееся достижение американской космонавтики. Однако не стоит забывать, что без российских двигателей РД-180 американский космический аппарат так и остался бы на земле.
Но еще до успеха «Новых горизонтов» сенатор от штата Аризона Джон Маккейн, известный своими антироссийскими наклонностями, выступил за полный отказ от сотрудничества с Россией по космосу. В частности, сенатор предлагал полностью отказаться от закупок российских двигателей РД-180 и немедленно утилизировать все уже имеющиеся.
Естественно, уничтожать находящиеся на складах двигатели никто не стал, однако, несмотря на слезные просьбы Пентагона, закупку новых двигателей приостановили. Преодолеть мощнейшее лобби Пентагона, за которым стояли учредители корпорации ULA, аэрокосмические гиганты Соединенных Штатов — Боинг и Локхид Мартин, было непросто. Только выделение крупного бюджета под разработку своего собственного двигателя со звездами и полосами, да разрешение использовать уже купленные двигатели вплоть до 2019 года примирило американских военных с такими невыгодными санкциями.
Скорее всего, дело в том, что двигатели для ракет Атлас-5 закупались в России компанией ULA как некий ресурс, а потом, будучи встроенными непосредственно в ракету, изрядно добавляли готовому изделию добавочной стоимости, что позволяло эффективнее доить бюджет США. Ведь американцы на военных расходах не экономят.
Тем не менее, не прошло и полугода, как нашлась другая компания, другая ракета и совсем другие двигатели.
В январе 2015 года американская компания Orbital Sciences Corporation заключила договор на поставку 60 двигателей РД-181 на общую сумму 1 миллиард долларов США. Эти двигатели планируется устанавливать на ракету Антарес. Ранее Антаресы снабжала двигателями Украина, точнее, украинский «Южмаш», используя американскую электронику, модифицировал советские двигатели НК-33. Но после прошлогодней аварии во время запуска Антареса с грузовым кораблем Cygnus с космодрома в Вирджинии, у американцев появились сомнения о статусе Украины, как космической державы.
Теперь же корпорация Orbital Sciences рассчитывает на действительно качественное оборудование. Правда, в этот раз был составлен договор, согласно которому компания не имеет права с помощью ракет, оборудованных российскими двигателями, выводить на орбиту спутники военного назначения. Все-таки глупо было бы поставлять американцам оборудование для доставки на орбиту спутников слежения, которые бы потом использовались против нас самих.
Несмотря на очередной виток санкционной войны, 16 июля первые два двигателя были доставлены в США, а 3 августа, после серии проверок и испытаний, были подписаны документы о приемке. Стоимость первых двигателей составила 33.3 миллиона долларов.
Таким образом, политика США в отношении антироссийских санкций проявила очевидную гибкость. Там, где необходимо было надавить на европейских партнеров, американцы проявили недюжинную строгость и принудили ЕС еще на полгода продлить санкции против России. А как только дело коснулось непосредственно американских интересов, так сразу же нашлись способы получить желаемое, и никакие обязательства препятствием не стали.
Подобная политика, возможно, приносит США какие-то сиюминутные выгоды, однако в долгосрочной перспективе наплевательское отношение к своим же собственным принципам и союзникам может выйти для американцев боком.