Атом в обмен на санкции

 »   » 
  • Опубликованно
  • Атом в обмен на санкции

Один из самых сложных вопросов последних дней - судьба оружейных санкций в отношении Ирана - решился скорее в пользу Соединенных Штатов, желающих хотя бы отсрочить начало гонки вооружений в регионе. Согласно достигнутой договоренности, оружейные санкции с Ирана не будут снимать в течение пяти лет. Кроме того, с Ирана не снимают запрет ООН на развитие ракетных технологий - он будет действовать еще 8 лет. Это означает, что Иран не сможет создавать собственные средства доставки, а также  развивать космическую программу.

Однако в данном вопросе Вашингтон продемонстрировал завидный прагматизм, сделав исключение из оружейных эмбарго. США и остальные участники шестерки согласились прикрыть глаза на продолжающиеся поставки Ираном оборонительного оружия своим союзникам на Ближнем Востоке. Без иранского оружия и военной помощи этим союзникам (Сирии, Ираку и Хезболле) будет крайне сложно сдержать ИГ, а победа этой группировки на Ближнем Востоке не входит в планы США. Поэтому, судя по всему, Вашингтон продолжит закрывать глаза и на все более активное участие иранских вооруженных сил в войне против ИГ, а также снизит свою активность по подрыву позиций режима Башара Асада. 

Естественно, стороны продолжают не доверять друг другу, и это недоверие отражено в соглашении. Во-первых, иранцы согласились на максимально широкую процедуру контроля со стороны МАГАТЭ. Инспекторы агентства получат доступ ко всем иранским ядерным объектам, в том числе и к иранским урановым рудникам. Так, если Иран нарушит пункты сделки, то в течение 65 дней все отмененные санкции против него снова вступают в силу.

Нынешние соглашения должны быть утверждены как на глобальном, так и национальном уроне. С первым проблем не будет - все соответствующие процедуры в рамках Совет Безопасности ООН планируют провести до конца июля. Поскольку все постоянные члены Совбеза участвовали в процессе заключения сделки, то резолюция спокойно будет принята. С отменой санкций в рамках Евросоюза тоже не должно быть особых вопросов. А вот с ратификацией соглашения в Соединенных Штатах и Иране могут возникнуть проблемы. И американский, и иранский парламенты настроены куда более радикально, чем исполнительные власти этих стран. Значительная часть американских конгрессменов считает сами переговоры с Ираном серьезной ошибкой администрации Обамы и предательством интересов союзников (Саудовской Аравии и Израиля). По их мнению, если бы Обама не дрогнул, то предыдущая политика давления и санкций могла бы в конечном счете привести к полной ликвидации иранской ядерной программы, а возможно и самого иранского режима. Именно поэтому значительное число конгрессменов не станут голосовать за эту резолюцию - а израильские лоббисты в свою очередь сделают все возможное для того, чтобы это значительное число превратилось в большинство.

В иранском меджлисе тоже достаточно скептиков, выступающих принципиально против любых соглашений с «Большим Сатаной». И не только потому, что Америке нельзя доверять - часть иранских правящих кругов считает, что даже минимальное сближение или соглашение с Соединенными Штатами станет серьезной угрозой их власти, ведь абсолютный антиамериканизм является одним из столпов нынешнего режима аятолл. Кроме того, значительное число депутатов может посчитать, то достигнутое президентом Роухани соглашение не совсем соответствует иранским национальным интересам -  Меджлис требовал полного и безоговорочного снятие всех санкций сразу же после заключения сделки. Поэтому многое тут будет зависеть от позиции рахбара - Али Хаменеи, у которого есть  свои мысли по поводу этого соглашения. С одной стороны, рахбар согласен с мнением тех, кто считает нынешнее соглашение определенным подрывом легитимности режима. И не только с точки зрения разрушения мифа о абсолютном зле  в лице Америки - нынешнее соглашение серьезно усилит позиции президента и его окружения, снятие экономических санкций будет позиционировать именно как их заслуга. Однако, с другой стороны, Али Хаменеи отдает себе отчет в том, что без этой сделки Иран ждали бы серьезные беспорядки. Иранская экономика серьезно пострадало от санкций, и на прошлых президентских выборах население четко дало понять о том, что хочет переговоров с США. Не сдачи иранской ядерной программы, а именно переговоров с целью поиска компромисса. И президент Хасан Роухани этот компромисс дал. Если сейчас Хаменеи его отберет, то это станет куда более серьезным ударом по легитимности режима, чем сама ядерная сделка.

«Мы получили пример того, как можно решать сложные проблемы, связанные с ядерными технологиями, в различных странах. Не секрет, что в мире есть несколько пороговых стран, которые могут идти тем же путем, который прошел Иран за эти долгие годы. Опыт работы с Ираном может экстраполироваться на работу с другими странами, которые хотели бы развивать мирные ядерные технологии без ущерба для режима нераспространения ядерного оружия», - говорит старший научный сотрудник, эксперт по проблемам Ирана ИВ РАН Владимир Сажин.

Распечатать

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа