Татьяна Голикова не видит позитива в своей работе

 »   » 
  • Опубликованно
  • Татьяна Голикова не видит позитива в своей работе

После 19-летнего опыта работы в Министерстве финансов Татьяне Голиковой - нынешнему председателю Счетной палаты России - пришлось взглянуть на такую вещь как государственный бюджет по-новому. Если раньше за цифрами с рядом нулей она видела возможность реализации идей, которые будут полезны обществу, то теперь за каждой прописанной суммой - хитрые схемы для нечистых на руку чиновников.

- Когда ты работаешь в исполнительной власти, это больше созидательная работа, направленная на изобретении механизма, который облегчит жизнь людей. Здесь деятельность тоже направлена на благополучие общества и сохранение средств налогоплательщиков. Но в первом случае ты получаешь от работы позитив, а сейчас позитива нет. Ты выявляешь нарушения и это только грустно, - говорит она.

В 2014 году ведомство Татьяны Голиковой выявило 2587 нарушений законодательства на сумму 524 миллиарда рублей, из них свыше 173 миллиардов составил ущерб ввиду неэффективного расходования бюджетных средств. Сама она оценивает эти результаты как критические. Тенденций на улучшение ситуации, по ее словам, тоже нет.

- 524 миллиарда рублей - это объем средств, на которые можно было бы содержать целые сферы промышленности или научного производства, - считает Голикова. - При этом к меня создается впечатление, что у нас идет не улучшение, а ухудшение ситуации по отношению к бюджетным деньгам.

Среди рекордсменов по нецелевому или неэффективному использованию бюджетных денег за 2014 года были названы Объединенная авиастроительная корпорация и Россвязь. Кроме того, возбуждены уголовные дела о хищениях во ФСИН, Минобороны, Минздраве и других ведомствах. По словам Голиковой, нарушения разного объема встречаются везде. Но если проанализировать, на каком этапе средства уходят чаще всего, окажется, что у Счетной палаты есть вполне определенный враг - дебиторская задолженность.

За сложным экономическим термином скрывается ситуация, когда все авансы были выплачены во время, а вот работы исполнителем выполнены не были - либо по причине ненаступления сроков, либо в связи с их пропуском.

- Объем бюджета в 2015 году составляет 15 триллионов рублей. Объем неотработанных авансов - 2,8 триллиона. Это очень большая цифра, которая складывается при работе с достаточно крупными получателями, - объясняет Голикова. - Скажем, тот же «Роскосмос» по этим показателям утратил 189 миллиардов рублей. При этом с России есть целые сферы, на которые в годовом измерении тратится намного меньше средств.

Глава Счетной палаты признается, что раньше факты многих нарушения было выявить невозможно из-за сути самой процедуры проверок: искали не там и не то. Но со временем ведомство перешло на другой механизм мониторинга финансовой деятельности предприятий, отсюда и значительные успехи, если так можно назвать колоссальные объемы нарушений бюджетного законодательства, обнаруженные контрольным органом во главе с Голиковой.

- Раньше Счетная палата в большей степени проверяла конкретные учреждения. Обнаруженные нарушения на 2-3 миллиона в конечном итоге не имели никакого существенного значения для решения проблемы в целом. Чтобы выявить системные проблемы и бороться с ними нужно проверять конкретную сферу или область, в которой функционирует группа предприятий, - говорит она. - И это дает результаты.

Дальнейшую судьбу ведомств и обсуживающих компаний, пойманных на нарушениях, решает не Счетная палата. Задача ведомства - обнаружить ошибку и несоответствие и оформить сопутствующую документацию, а в дальнейшем данные контролирующего органа попадают на столы к следователям или даже в ФСБ.

- После проверки предприятия или ведомства мы отправляем материалы с зафиксированными нарушениями в Генпрокуратуру, Следственный комитет , МВД или ФСБ - в зависимости от подследственности совершенного действия, - объясняет Голикова. - Но вместе с тем недобросовестный исполнитель имеет право покрыть задолженность перед бюджетом во время нашей проверки либо сразу по ее результатам. Так, в 2014 году в добровольном порядке в казну вернули 1 миллиард рублей. И это, поверьте, уже немало.

Еще одним важным направлением своей работы Татьяна Голикова называет профилактику бюджетный нарушений. Именно в этих целях она настаивает на ужесточении ннаказания за растрату бюджета. Сегодня недобросовестным чиновникам в большинстве случаев все сходит с рук в том числе и ввиду несовершенства российских законов.

- Бюджетное правонарушение и так доказать очень сложно, а тем временем у нас есть реальные пробелы в законодательстве и за определенные бюджетные нарушения не установлено и вовсе никакого наказания, - возмущается Голикова. - Однотипная услуга в двух разных учреждениях подотчетных одному ведомству может стоить в одном случае 1 рубль 25 копеек, в другом 1250 рулей. Почему? Никто объяснить не может. Здесь же явный перерасход бюджетных средств, рыночной ценой и не пахнет.

Доказать вину чиновника порой очень сложно, но еще сложнее - оказаться в роли проверяющего у бывших коллег. По словам Татьяны Голиковой, за время ее работы в Счетной палате отношения со многими из них испортились.

- Предъявлять претензии своим бывшим коллегам - это очень непросто. Они-то рассчитывают на послабления с моей стороны. Но вы поймите, если нарушение есть, его нельзя интерпретировать как-то иначе, - говорит она. - Сильнее всего на меня должны обижаться в Минфине, потому что их я проверяю чаще всего. Еще в Минздраве. слышала, обижаются. Ну а зачем обижаться? Работать надо, вот и все.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа