Неизвестная мини-подлодка, о которой в середине октября 2014 года после проведенной масштабной операции сообщило ведомство Вооруженных сил Швеции, не была единственной в шведских водах, близ Стокгольма могли находиться от трех до четырех подлодок, сообщила шведская деловая газета «Дагенс индустри» со ссылкой на неназванный, но заслуживающий доверие источник.
Разведывательная операция, проведенная в связи с подозрениями на подводную деятельность иностранного государства в водах Стокгольмского архипелага с 17 по 24 октября прошлого 2014 года, стала крупнейшей для шведских ВМС со времен Холодной войны и обошлась бюджету в 20 миллионов шведских крон.
После ее окончания шведские военные проанализировали собранный материал и в середине ноября сообщили, что в территориальных водах Швеции незаконно находилась мини-подлодка, принадлежавшая иностранному государству. Однако страну, являющейся владельцем подлодки, экспертам тогда установить все же не удалось.
Контр-адмирал шведских ВМС Андерс Гренстад, комментируя в субботу газете «Дагенс индустри» ее данные, сказал, что у специалистов имеются подозрения, позволяющие говорить о нескольких судах. Однако он не стал касаться конкретного числа подлодок.
В интервью шведскому телевидению СВТ Андерс Гренстад напомнил, что «есть одно установленное нарушение, и у нас имеются подозрения на то, что можно говорить о нескольких судах. Сейчас ведется аналитическая работа, и мы обрабатываем 300-400 сообщений, полученных нами от общественности с тем, чтобы понять о скольких судах идет речь. Это для того, чтобы получить представление о подводной операции, которая была направлена против нас».
Шведские СМИ сообщают, что этот анализ будет готов в марте, и планируется, что материал представят руководству Генштаба Швеции.
Как написала газета «Дагенс индустри», глава минобороны Швеции Петер Хультквист не стал комментировать вопрос о числе подлодок, находившихся, по имеющимся подозрениям, в водах стокгольмского архипелага. В письменном ответе газете он написал, что «правительство и ведомство Вооруженных сил Швеции ранее совместно представили результаты разведывательной операции. С выводами отчета правительство согласно и какие-либо другие комментарии не представляются актуальными».
«Мы не знаем, кто находится за нарушениями, но тем, кто делает это, позвольте мне сказать, что это совершенно неприемлемо и мы будем наращивать нашу способность для обнаружения тех, кто незаконно находится в наших водах», — сказал премьер-министр Швеции Стефан Лёвен на пресс-конференции, прошедшей в середине ноября в Стокгольме.
В шведских СМИ, как во время операции, так и по ее окончании неоднократно предполагалось со ссылкой на экспертов и ветеранов шведских ВМС, что в водах близ Стокгольма находилась именно российская подлодка. Не исключалось также, что, возможно, она оказалась в аварийном состоянии.
В Минобороны РФ в свою очередь заявили, что малая или сверхмалая российская подлодка не могла оказаться в водах Швеции потому, что их вообще уже нет в боевом составе военно-морского флота РФ. Ведомство также сообщило, что никаких нештатных и аварийных ситуаций с российскими военными кораблями в последнее время не было.