В Нью-Йорке в воскресенье вечером были объявлены лауреаты седьмого ежегодного фестиваля российского документального кино.
Гран-при получил фильм «Кровь» Алины Рудницкой о передвижной станции переливания крови и донорстве в России.
В декабре 2013 года эта картина завоевала гран-при московского кинофестиваля «Артдокфест».
«На мой взгляд, Алина Рудницкая — один из самых интересных и амбициозных российских режиссеров. Она хорошо известна в России и приятно, что наше жюри ее тоже оценило», — отметила в беседе с корр. ТАСС Марина Адамович, бессменный куратор нью-йоркского фестиваля и главный редактор «Нового журнала» — старейшего литературного издания русской эмиграции в США.
Специального приза жюри удостоилась совсем молодой режиссер Анна Шишова за фильм «Катя». Лента рассказывает о российской девушке, которая отправляется путешествовать по Индии в поисках ответов на вопросы бытия. Картина является лауреатом «Артдокфеста»-2013 в номинации «лучший арт-фильм».
Приз «Лица России» достался фильму «Василий Гроссман. Я понял, что я умер» о жизни одного из самых значимых писателей XX столетия.
Зрителям ленту представляла ее создательница — известный российский теледокументалист, лауреат премии «ТЭФИ» за картину «Прогулки с Бродским» Елена Якович. Фильм об авторе «Жизни и судьбы» — романа, который сегодня называют «Войной и миром» XX века — входил в программу фестиваля не случайно: в сентябре исполнилось 50 лет со смерти Гроссмана.
«Специальные призы от „Нового журнала“ получили фильм петербургских кинематографистов „Русский сон“ об американском психологе Марине Алби, которая в поисках „русской души“ отправляется в российскую глубинку, и лента американской киногруппы „Открытая книга России: литературное творчество в эпоху Путина“ (Russia’s Open Book: Writing in the Age of Putin), посвященная современным российским прозаикам», — рассказала Адамович.
За три дня киносмотра жители крупнейшего американского мегаполиса смогли увидеть 21 фильм, снятый как российскими, так и американскими режиссерами. В конкурсной программе участвовали 19 картин. Все ленты демонстрировались с английскими субтитрами. После просмотров у зрителей была возможность задать вопросы создателям фильмов: на фестиваль приехали восемь режиссеров.
Показы проходили на четырех площадках — в знаменитом киноцентре «Трайбека», в телецентре документалистики DCTV, в Бруклинской публичной библиотеке и в культурном центре «Отрада», расположенном в городке Честнат-Ридж в штате Нью— Йорк.
Одним из гостей нью-йоркского фестиваля был кировский документалист, лауреат Государственных премий России Алексей Погребной. Он представил одну из серий своей киноэпопеи «Лешкин луг», рассказывающей о становлении фермерского хозяйства в постперестроечной России.
На киносмотре были также с успехом показаны лента «Писатель „П“. Попытка идентификации» Бориса Караджева и Григория Рябушева, посвященная самому загадочному писателю современной России — Виктору Пелевину, и картина саратовского режиссера Алексея Наумова «Медем» о прибалтийском дворянине Александре Медеме, принявшем православие в годы Первой мировой войны и пострадавшем за веру в годы советского богоборчества. Караджев и Наумов сами представляли свои фильмы зрителям.
По словам Адамович, в жюри фестиваля входила известный американский режиссер-документалист Люси Костелянец. Зрители смогли увидеть ее новый фильм «Соня» о жизни российского художника-авангардиста Софьи Дымшиц, бывшей одной из жен Алексея Толстого.
Фестиваль российского документального кино в Нью-Йорке был организован «Новым журналом» при поддержке Россотрудничества, фонда «Русский мир», Президентского центра Б. Н. Ельцина, Гильдии неигрового кино и телевидения, а также нью-йоркской культурно-просветительской организации «Causa Artium».
НЬЮ-ЙОРК, 13 октября. /Корр. ТАСС Александра Бекренева/.