Китаец одолжил своего «перса» приятелю, а тот продал его почти за копейки. Случай заставляет задуматься: можно ли считать персонажей не только имуществом, но и инвестицией?
В Китае есть онлайн-игра под названием Justice. Это многопользовательская RPG, где нужно развивать своего персонажа, некоего служителя закона в далеком XII веке. Вышла она только в прошлом году и сразу захватила умы китайских геймеров. Одним из них был Лу Моу. Видимо, обеспеченный парень, который потратил на прокачку своего героя почти 1,5 млн долларов. Чтобы не тормозить прогресс, он передал персонажа своему знакомому Ли, а тот, осознав, что получил, решил товарища шантажировать: попросил 50 тысяч долларов. Получив отказ, продал героя стороннему покупателю, но по глупости забыл допечатать нолики и выручил только 500 долларов. Лу Моу привлек службу поддержки, и те вернули ему «золотого» персонажа.
Один из вопросов, который напрашивается: как в принципе герой игры может стоить так дорого? И возвратные ли это инвестиции? Комментирует эксперт игровой индустрии Геворг Акопян.
Геворг Акопянэксперт игровой индустрии«Я уверен, что есть аккаунты, на которые было потрачено еще больше денег. К примеру, игры, которые существуют на рынке уже очень-очень давно. У них очень много персонажей, очень много коллекционных предметов, и есть такие ребята, которые так и называются — «коллекционеры», они ставят своей задачей купить все, ну или раздобыть все, что есть в игре. Зачастую это невозможно сделать без денег. И ребята, я думаю, за год, порой даже незаметно для себя, могут потратить миллион долларов спокойно. Если это состоятельные люди. Ну, это так себе бизнес, и если говорить про конкретно физическое лицо, вы заработаете что-то. Скорее всего, вы продадите свой аккаунт, скажем, за тысячу долларов, но это все равно будет несоразмерно вашим затратам времени, сил. Так что лучше играйте в свое удовольствие и не думайте о том, чтобы отбить эти деньги. Потому что они все равно потрачены вместе с вашим временем».
Китайский случай — скорее исключение из правил. Да, европейцы тоже тратят в онлайн-играх реальные деньги, но средний чек за месяц, как правило, не превышает 50 евро. И я сейчас не о плате за членство, а именно о внутриигровых покупках — редкая броня или оружие, эксклюзивная раскраска или питомец. Для понимания: разработчикам популярной игры Overwatch в прошлом году микротранзакции принесли миллиард долларов, а компания Activision Blizzard на всех своих проектах выручила почти в семь раз больше.
Одно дело, когда покупки проходят внутри игры, но чаще амбициозные игроки прибегают к иным методам прокачки. Говорит основатель программы «Менеджмент игровых проектов» Константин Сахнов.
Константин Сахновоснователь программы «Менеджмент игровых проектов»«Обычный игрок должен потратить полгода, чтобы прокачаться. А есть специально обученные, их называют «фармеры» — они сидят и за буквально неделю достигают тех же результатов, которых обычные игроки достигают за полгода. Они уже знают все лазейки, знают, как это правильно делать, и создают кучу таких аккаунтов, продают их на этих самых биржах одного за другим. И у каждой такой биржи есть целый штаб своих людей. К сожалению, рынок такой торговли игровыми ценностями достаточно большой, и для разработчиков это скорее негативный момент. Никакими налогами это не облагается, это все абсолютно черный рынок, и выгоды ни государство, ни мы, никто с этого не получает».
Обычно игроков, тратящих большие деньги на своих персонажей в играх, называют «китами». И китайскому геймеру крупно повезло, что компания вернула ему права на его героя. Часто бывает наоборот. Аккаунты взламывают, персонажей воруют, а доказать преступление бывает невозможно.
Недавно российские юристы предложили ввести уголовную ответственность за кражу дорогих игровых персонажей и приравнять их к «виртуальным активам». Чтобы после слов «угнали танк» полицейские не смеялись, а заводили уголовное дело против похитителей.