Чиновники Минсельхоза РФ вынуждены признать: «Доктрина продовольственной безопасности» по многим пунктам так и не выполнена. Качественные продукты питания мы отправляем на экспорт, а сами россияне травятся суррогатом и фальсификатом, сляпанным из «технического» жира и химических ароматизиторов и красителей. Так что, когда президент Мираторга Виктор Линник под видом заботы о продовольственной безопасности страны выступает за запрет ввоза хамона, а противников этого называет балоболами — это все от лукавого.
Понятно, что ни о чьей безопасности монополисты кроме как о своей выгоде не думают. Уж точно не хамон убивает наш агропром. Не там ищут монополисты, разорившие все мелкие хозяйства, беду. Ведь даже во время Великой Отечественной войны поголовье скота в России было больше, чем сейчас, о чем говорить…
Стране не хватает молока, говядины, картофеля…
«Доктрина продовольственной безопасности» была утверждена еще в 2010 году, и сейчас готовится ее новая редакция. И в преддверии ее принятия думский комитет по аграрной политике, который возглавляет академик РАН, заместитель председателя ЦК КПРФ Владимир Кашин, 15 апреля провел слушания по продовольственной безопасности страны.
Выводы, прозвучавшие на слушаниях, оптимистичными никак не назовешь. По словам научного руководителя НИИ экономики сельского хозяйства (ВНИИЭСХ) Ивана Ушачева, учитываются только валовые показатели АПК, в то время как необходимо оценивать также социально-экономическое положение потребителя. «Спрос на продовольствие остается под давлением динамики реальных располагаемых доходов населения, которые остаются ниже уровня 2013 года на 10,5%», — отмечает академик Ушачев.
По его оценкам, 50% российских граждан потребляют рыбы меньше рациональных норм, а 80% экономят на молоке. Реальные же цифры еще выше: как отметил Владимир Кашин, даже рациональные нормы также остаются заниженными (в первую очередь это касается потребления животного белка и жира).
Кашин констатировал, что Россия все еще значительно отстает по производству важнейших продуктов питания, в том числе овощей и фруктов. Но поистине катастрофическая ситуация сложилась в случае с говядиной и «молочкой» — что является следствием массового сокращения поголовья в хозяйствах. Член ЦК КПРФ Николай Харитонов отметил, что даже во время войны в РСФСР дойное стадо составляло 23 миллиона голов (не считая личных подворий), а сейчас — не более 8 миллионов.
По информации Минсельхоза РФ, в прошлом году наша страна так и не смогла выполнить требования «Доктрины продовольственной безопасности» по целому ряду показателей: помимо молока это также картофель… и соль. Долю рынка для российских производителей можно было бы нарастить, но это идет вразрез с интересами Белоруссии. Более того, белорусские производители находятся в более привилегированном положении: в стоимость их продукции (в сравнении с российской) не включен НДС.
Защита добросовестного производителя и повышение его конкурентоспособности также должны быть отражены в новой редакции «Доктрины продовольственной безопасности», считает депутат Госдумы Виктор Кидяев. Общеизвестно ведь, что на фоне падения выработки молока производство молочных продуктов в России растет: натуральные компоненты подменяют на «трансжиры» из пальмового масла.
«Если везешь через границу молочный порошок как корм для скота, а здесь разводишь с жирами и химией и продаешь под видом цельного молока — за такое надо строго наказывать!» — считает Кидяев. Но у нас нет, решили ловить тех, кто везет кусочек хамона или сыр для своей семьи! Вся ответственность не на фальсификаторах, а на тех, кто хочет нормально питаться!
Профессор Еделев: объемы подделок еды — беспрецедентные!
Как же так получается: правительство России обещает нарастить объемы «аграрного» экспорта ($ 45 миллиардов через пять лет), а вот накормить собственное население не может? Да еще тут балаболами называет. Этот вопрос «Свободная пресса» задала доктору медицинских наук, президенту нацпроекта «Здоровье нации» Дмитрию Еделеву.
— В первую очередь нужно поблагодарить всех, кто трудится на селе за их самоотверженный труд — они не виноваты в том, что отраслью управляют безграмотные и коррумпированные чиновники, служащие дельцам от торговли и пищепрома, фальсифицирующим пищу. А теперь по делу.
Читаю один из официальных отчетов. «Сельское хозяйство в целом демонстрирует устойчивую, качественную положительную динамику. Сегодня это действительно современная, привлекательная для инвестиций отрасль, один из локомотивов развития экономики страны». Кажется, все здорово и радости чиновников нет предела. Но давайте изучим два реальных фактора и станет ясно, что нет причины радоваться — плакать нужно.
Первая проблема. Страну захлестнул фальсификат продуктов питания, причем в России до сих пор отсутствует наказание за это преступление. От 30 до 100% экспертиз, проводимых «Росконтролем» и «Роскачеством», выявляют фальсификат. Причем результаты независимых экспертиз регулярно публикуются, чтобы покупатели знали, какие продукты подделаны.
«СП»: — И что подделывают, судя по вашим исследованиям, чаще всего?
— В основном это молочная и мясная продукция — то есть то, что входит в ваш обычный рацион питания. «Привычными» для россиянина фальсификациями стали добавление растительных жиров в молочную продукцию (в основном это твердый технический пальмовый жир), подмена говядины свининой или птицей, подмена сахара глюкозно-фруктозным сиропом или мальтозной патокой, внесение ненужных консервантов, красителей, усилителей вкуса, загустителей…
«СП»: — Борьбе с засильем пальмового масла в отечественных продуктах мы посвятили множество публикаций. И столкнулись с тем, что нас закидали «претензиями» лоббисты, которых теперь в России немало под вывесками здорового питания.
— Ничего удивительного, учитывая объемы рынка. Вот недавно эксперты «Росконтроля» обнаружили на полках магазинов массовое появление сыроподобной массы вместо сыра — в ней практически не было молочного жира, его подменили пальмовым. Руководитель экспертного центра «Росконтроль» рассказал, что уровень фальсификации оказался, как обычно, высоким — порядка 65% от общего количества проверенных образцов. И самое страшное в его словах — это фраза «как обычно».
Фальсификаторы используют некачественные сырье при производстве продуктов питания. Группа Аркадия Мамонтова с государственного телеканала «Россия» провела расследование и определила уровень такого опасного вещества как глицидол в продуктах питания с обычной полки в продовольственном магазина. Так вот превышение над допустимыми, безопасными для жизни, концентрациями составляли от 270% до 960%.
«СП»: — И как это можно объяснить?
— Фальсификаторы просто добавляют в продукты опасные технические жиры, которые в пищу попадать не должны. Напомню, что глицидол является канцерогенным и генотоксичным веществом.
Или еще пример. «Росконтроль» проверил ржаной хлеб — он был сделан из пшеничной муки и красителя. Это тоже смертельно опасный обман для больных диабетом, покупавших этот хлеб — белый, в отличие от ржаного, очень быстро повышает уровень глюкозы в крови.
Ядовитые фальсификаты часто попадают в социальные учреждения из-за несовершенства системы госзакупок, на которых побеждает поставщик, предлагающий самую низкую цену на торгах.
Суррогаты, естественно, стоят дешевле — и у поставщиков здоровых продуктов питания не остается шансов накормить здоровыми продуктами питания детей в школьных столовых и детских садах, больных в больницах, пожилых людей. Для людей с ослабленным здоровьем и детей фальсифицированные продукты питания, с нередко опасными заменителями натуральных продуктов, могут оказать смертельными.
«СП»: — Но почему же, если социальные учреждения наводнены фальсификато 275e м, мы не слышим о массовых отравлениях теми же красителями, улучшителями или «техническим» пальмовым маслом?
— Вред от некачественных заменителей натуральной пищи имеет накопительный эффект. То есть такие поддельные продукты влияют на здоровье человека постепенно — либо они небезопасны для людей с определенными заболеваниями (как «подкрашенный» белый хлеб для диабетиков).
«СП»: — Ну а что же чиновники?
— Я много лет вплотную занимаюсь этой проблемой и убедился: в нашей стране чиновники словно не замечают, что в России уровень фальсификации продуктов питания превысил все мыслимые объемы.
В законодательстве вообще нет такого термина, как «фальсификация продуктов питания» — а раз нет, то и наказания за это не предусмотрено. Все подобные случаи сейчас классифицируются как обман потребителя или нарушение технических регламентов — а это административные нарушения, которые наказываются небольшим штрафом.