Конференция «Индустрия кино. Игра за кадром»: Кинопроизводство в деталях

 »   » 
  • Опубликованно
  • Конференция «Индустрия кино. Игра за кадром»: Кинопроизводство в деталях

20 апреля 2016 года в Демонстрационном зале ГУМа состоялась II ежегодная конференция «Индустрия кино. Игра за кадром», организованная деловой газетой «Ведомости». На панельной дискуссии «Общий план. Кинопроизводство в деталях» эксперты обсудили ряд злободневных тем индустрии, начиная с проблем приватизации государственных киностудий, заканчивая вопросами поддержки независимого кино. 

В дискуссии приняли участие генеральный директор Disney в России Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор Киностудии имени Горького Сергей Зернов, первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Олег Иванов, генеральный продюсер Yellow, Black and White Эдуард Илоян, режиссёр и художественный руководитель киностудии «Рок» Алексей Учитель. Модератором выступил продюсер и генеральный директор студии СТВ Сергей Сельянов. 

2016 год в России объявлен годом кино. В программе государственного регулирования и поддержки отрасли обозначены меры по разработке ряда законодательных инициатив по ужесточению требований для зарубежного кино в интересах национального кинематографа, планируются меры по увеличению выпускаемых в России фильмов, строительству новых кинотеатров в регионах и модернизации уже существующих. Ожидается, что российское кино получит всестороннюю поддержку и при продвижении на международные рынки. Минкультуры России, Фонд кино и представители крупнейших киносетей рассчитывают до 20% увеличить в этом году долю отечественных фильмов в прокате. В дополнение в качестве нового шага навстречу кинематографическому сообществу Министерство культуры приняло решение о безвозвратном выделении средств на производство кинопроектов. В первую очередь речь идет о продуктах, выпускаемых крупными кинокомпаниями, и о массовых, коммерчески прибыльных картинах. 

Позитивные сдвиги в индустрии за последнее десятилетие определенно наметились, однако вместе с тем остаётся большое количество риторических вопросов. При актуальности извечных для индустрии проблем, появляются новые злободневные темы, которые на первый взгляд кажутся узкими, но они немаловажны для сохранения культурного наследия страны, а также выстраивания системы государственно-частного партнерства. Так, генеральный директор Киностудии имени Горького Сергей Зернов посвятил своё выступление вопросу приватизации государственных киностудий. В начале «нулевых» годов для привлечения частного капитала к модернизации киностудий было принято решение о разделении их производственных баз и отчуждении коллекций для сохранения от попадания наследия в инвестиционные пакеты. По словам Сергея Зернова, крупные киностудии, как Мосфильм, Ленфильм и Киностудия им. Горького, имеют свои концепции и планы развития, поэтому поспешная продажа предприятий частным инвесторам, на его взгляд, преждевременна. Гендиректор Киностудии им. Горького считает правильным дать киностудиям реализовать утвержденные проекты, и на этапе, когда их капитализация будет высока, и инвесторы не будут заинтересованы в перепрофилировании основной деятельности компаний, начать выстраивать эффективную систему государственно-частного партнёрства. В пример преждевременной приватизации он привёл продажу Красноярской киностудии, на месте которой теперь по факту работает бизнес-центр. 

Другой существенный пласт проблем, обсуждению которых спикеры и участники конференции посвятили большую часть времени, связан с текущей экономической ситуацией и избирательностью массовой аудитории, несовершенством государственного регулирования и ограниченностью бюджетов поддержки, а также перспективам развития некоммерческого кино. 

Олег Иванов считает, что продюсеры сейчас стараются анализировать предпочтения аудитории, поскольку зритель тщательно выбирает, на что пойти в кино, и его вкусы стремительно меняются. Однако согласно стандартам ЮНЕСКО каждая страна обязана поддерживать культурное многообразие, и в отношении кино здесь подразумевается многообразие жанровое и тематическое, которое, по мнению первого заместителя председателя Союза кинематографистов РФ, увеличивается: 
«Границы аудитории расширились, как по возрасту, так и по вкусовым предпочтениям. Если говорить о том, какие фильмы сейчас оказываются самыми «звёздными», то это, скорее всего, драмы, историческое кино. Это высокохудожественное, патриотичное, зрелищное и глубокое кино. Сейчас кино становится «массовым» только отражая культурное многообразие».
Тем не менее, это утверждение спровоцировало полемику о вымывании из жанрового репертуара артхауса. 
Олег Иванов считает, что это понятие размыто, несмотря на то, что традиционно Министерство культуры поддерживает независимое кино, а Фонд кино делает ставку на проекты с коммерческим потенциалом: «Сейчас понятия «качественное» и «некачественное» важнее, чем «массовое» и «артхаус». 
Режиссёр Алексей Учитель отметил, что проблема независимого кино упирается в прокат, поскольку показывают его, в основном, специализированные площадки, и для развития этого пласта кинематографа необходимо, чтобы их было больше. 
Олег Иванов согласился, что не хватает залов, но призвал не забывать, что у авторского кино — узкая целевая аудитория, и невозможно заставить всю страну смотреть артхаус. По его мнению, всё, что может сделать государство в этом отношении — это поддержать развитие такой забытой институции, как киноклубы, в которые заинтересованные люди приходят посмотреть и обсудить фильм. Однако проблему нецелесообразно решать развитием киносети, поскольку строительство кинотеатров для показа независимого кино не окупится, и «авторское кино и бизнес — понятия несовместимые». 

Эту мысль поддержал Сергей Сельянов, сказав, что государство может оказать небольшую поддержку, но не загонит зрителя в кинотеатры насильно. Он считает, что корень проблемы здесь в ценностях общества, которые, к сожалению, не включают интерес к авторскому кино. 
По словам гендиректора студии СТВ, роль государственной поддержки кинематографа, тем временем, остаётся в России ключевой, поскольку без бюджетных денег невозможно привлечение частного капитала, однако суммы недостаточны, тем более, в свете задач, которые ставит государство. В то же время массовое кино остаётся не только драйвером бизнеса, но и мощнейшим элементом культуры, и именно на него государство делает ставки, а на поддержку авторских фильмов просто не хватает средств. 

Олег Иванов отметил парадоксальную сторону вопроса, сравнив текущую ситуацию в отрасли с 2006 годом, когда государство тратило на поддержку кинематографа намного меньше, но доля российских фильмов в прокате достигала 30%. Первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ утверждает, что судить об эффективности распределения государственных средств сегодня нужно по 4 направлениям: 
— повышается ли конкурентоспособность внутри отрасли;
— расширяется ли жанровое и тематическое многообразие фильмов;
— становятся ли доступнее услуги кинопоказа для населения всей страны;
— растёт ли инвестиционная привлекательность киноотрасли. 

В ответе на вопрос о том, система поддержки какой страны может послужить образцом для российского законодательства, эксперты сошлись во мнении, что текущая российская, в целом, оптимальна для современной действительности. Несмотря на то, что в дискуссиях о проблемах индустрии часто обращаются к практике французской модели, прививать её неразумно, но российская система нуждается в постоянном усовершенствовании. В последние годы в этом отношении наметились как позитивные сдвиги, так и ужесточение требований для кинопроизводителей, и какую роль сыграют нововведения, зависит от каждого игрока рынка. 



Автор: Кристина Манжула




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа