Обострение военных конфликтов на Ближнем Востоке и в Африке, активный рост радикального исламизма в регионе и общее экономическое неблагополучие вынуждают растущее число жителей многих стран становиться нелегальными мигрантами, отправляясь в опасный путь через Средиземное море. Этим людям нечего терять: даже если их ждёт смерть во время рискованной морской переправы, они готовы на всё, лишь бы попасть в «благополучную» (по их представлениям) Европу.
Смерть в погоне за мечтой
Согласно официальной статистике, по меньшей мере 22.000 нелегалов погибли в море с 2000 года. Лишь в прошлом году погибло 3.500 человек, а за первый квартал этого года – почти половина от этой цифры.
В 2014-м году до Европы добрались 280 тысяч нелегальных мигрантов, причём, по статистике, 90% высадились на берег Италии или Греции. Между тем, уже в первом квартале этого года число нелегалов выросло в два с половиной раза.
Неразрешимая проблема
На данный момент Италия и Греция как страны Евросоюза, наиболее серьёзно подверженные проблеме нелегальной миграции, требуют от Брюсселя дополнительной финансовой поддержки на приём беженцев.
Но похоже, лидеров ЕС беспокоит только вопрос долгов Афин. Ведь когда речь заходит о приеме сотен тысяч мигрантов, добравшихся до греческих и итальянских берегов, они просто не в состоянии найти компромисс по этому вопросу.
Это еще раз подтвердила встреча министров внутренних дел стран Евросоюза, на которой обсуждалось, что делать с уже попавшими в Старый свет нелегалами и как остановить появление новых, число которых летом традиционно увеличивается. Но дальше констатации того факта, что за первое полугодие с Ближнего Востока и Африки в Европу прибыло порядка 100 тысяч беженцев, обсуждение проблемы не продвинулось.
Так что теперь размышлять, как поступить с подложенной под единую Европу миграционной бомбой, предстоит лидерам стран ЕС, которые соберутся в Брюсселе 25-26 июня.
Крупнейший европейский разлад
Дискуссии вокруг миграционной проблемы грозят перерасти в грандиозный скандал с непредсказуемыми для Европы последствиями.
Позиции участников саммита хорошо известны, но эта определенность лишает многие государства Старого света возможности для маневра в поисках компромисса. К тому же политики, которые соберутся в Брюсселе, вынуждены учитывать результаты проводимых в Европе социологических опросов. А они неутешительны.
Большинство европейских респондентов называли в качестве едва ли не главной причины резкого роста популярности националистических партий высокий уровень иммиграции (47 процентов) и разочарование в ЕС (38 процентов).
На фоне таких настроений значительная часть собиравшихся принять участие в брюссельской встрече европейских лидеров вновь не согласится на план еврочиновников, которые предложили распределить нелегалов по квотам среди всех стран единой Европы.
Наиболее радикально настроен Лондон. Еще в мае на встрече с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером британский премьер Дэвид Кэмерон предупредил собеседника: Королевство ограничит приток мигрантов. Причем не только нелегалов с Ближнего Востока и Африки, но также жителей стран, входящих в единую Европу. В противном случае, объяснил Кэмерон, референдум о выходе страны из Евросоюза будет неизбежным, а его результат предсказуемым.
Получив столь мощную моральную поддержку в миграционном вопросе со стороны Британии, против обязательного квотирования единым фронтом выступили Испания, Чехия, Словакия, Польша и страны Прибалтики. А Венгрия даже запустила специальную пропагандистскую кампанию, настраивающую население против нелегалов. Власти разослали населению анкету с вопросами о миграции, мол, выскажите свое мнение. Но такие действия со стороны влстей сразу же раскритиковали правозащитные организации.
Также недвусмысленно высказался по поводу идей с миграционными квотами министр внутренних дел Франции Бернар Казнёв:
«Если мигранты прибыли в Италию, то нормальным будет, если они там и останутся».
И в подкрепление своих слов глава французского МВД распорядился восстановить контроль на границе с Италией. Аналогичные шаги предприняла и Швейцария, опасаясь, что не сумевшие прорваться во Францию нелегалы, попытаются из Италии пройти горными тропами на территорию их государства.
Одинокая Италия
Удивительно, что все призывы о помощи, как, впрочем, и угрозы со стороны Рима, не желающего оставаться один на один с миграционной проблемой, в адрес руководства ЕС, пока не возымели действия: ведь миграционное законодательство Евросоюза гласит, что иммигранты должны получать статус беженца в стране прибытия. А это значит, что до получения заветной корочки за их судьбу несут ответственность только итальянские власти.
В итоге сложилась странная ситуация. С одной стороны, в Риме не хотят держать в стране такое количество нелегалов. Власти сразу трех областей Италии уже отказались размещать у себя беженцев. Где-то это объяснили невозможностью при таком библейском исходе управлять городом, где-то посетовали, что такие шаги отрицательно скажутся на курортном сезоне.
«Трудно заставить европейские страны принимать беженцев, если наши собственные регионы не хотят этого делать», - с горечью прокомментировал происходящее премьер Италии Маттео Ренци.
С другой стороны, выяснилось, что прибывшие в Италию мигранты оставаться в стране не намерены. Они всеми силами стремятся покинуть негостеприимные и не слишком богатые Аппенины.
Грубо говоря, мигранты пытаются перебираться туда, где «сытнее». В ту же радикально настроенную Британию, например, где в Лондоне потихоньку появляются целые кварталы с беженцами.
И можно предположить, что на предстоящем саммите часть государств Евросоюза вновь окажутся столь же глухи к звучащим из Рима и Афин просьбам о помощи, какими, собственно, они были в ходе всех предыдущих дискуссий по этому поводу.
Но вот парадокс: одной из ключевых причин масштабной иммиграции из Ливии стала именно военная операция возглавляемой США коалиции, которая привела к падению режима Каддафи. Основные удары по объектам Триполи наносила французская и британская авиация, тогда как Италия, напротив, стремилась уменьшить свое участие в конфликте и отказывалась бомбить Ливию.
Власти Парижа и Лондона в один голос призывали итальянцев вспомнить о европейской солидарности и действовать активнее. Теперь же, когда Рим расхлебывает миграционные последствия свержения Каддафи, в Лондоне и Париже о солидарности почему-то не вспоминают.