Только Божановы сразу оговорилась: документы готовить некогда, к работе приступать нужно немедленно, время не ждет. А контракт справим в процессе работы, как говориться, свои люди - сочтемся.
Надо сказать, что транспортный бизнес - сфера особая, здесь свои правила игры. Случается, например, что у меня ломается автобус. Не заводится - и все. А через два часа мы по контракту должны обеспечить транспорт, скажем, для экскурсии по Золотому Кольцу, - рассказывает глава Автобуса Леонид Игнатов. - Что я делаю? Звоню коллегам, ищу транспорт, который заменит тот, что сломался. Нахожу, договариваемся, автобус, хоть и подменный, подается вовремя. Главное, мы не срываем договоренности. А официально все оформляем постфактум.
Вот и в ситуации с Парадом нужно было решать все срочно. Во всяком случае так утверждали заказчики Божановы. Честно говоря, коллеги поговаривали, что возить солдат - работа не очень благодарная, - рассказывает Леонид, - именно с такими контрактами были случаи, когда компании, честно выполнившие заказ, оставались без заработка. Но тут речь шла о таком большом мероприятии, как Парад Победы. Мне казалось, что никакого подвоха точно быть не может.
Руководство перевозчика все-таки подрядилось выполнить заказ. Леонид признается: дело было даже не в стоимости контракта (сумма, которая оговаривалась, была не такой уж внушительной), но само предложение принять участие в таком торжественном и грандиозном мероприятии казалось очень почетным.
С Божановыми условились, что оплата будет производиться каждые 10 дней. 17 марта водители сделал первый рейс в Алабино, на репетицию Парада. Справедливости ради стоит заметить, что после первых десяти дней с начала сотрудничества деньги были перечислены. Однако, это был первый и последний раз, когда Божановы выполнили взятые финансовые обязательства.
Когда мы поняли, что деньги нам платить не собираются, была мысль припугнуть заказчика, объявив, что дальше работать будем только по предоплате, - рассказывает Леонид, - но речь все-таки шла о мероприятии государственной важности. И это не просто громкие слова. Я сам каждый год с семьей смотрю Парад Победы с большим удовольствием, внучке рассказываю о том, что это за мероприятие, какая великая история за ним стоит.... В общем, мы с коллегами решили, что люди, которые действительно ждут Парад, не виноваты, что в систему подготовки мероприятия затесались жулики, - резюмирует Леонид.
В итоге, на дворе январь, а деньги до сих пор не оплатили. Речь идет о сумме порядка 800 тысяч. На них фирма могла бы больше месяца заправлять весь свой парк в 13 автобусных единиц. С учетом того, что топливо в транспортных компаниях основная статья расходов, нетрудно догадаться, что эти финансы для бюджета 2000 Автобуса были весьма ощутимы.
В то же время, когда у компании семейного подряда случались проблемы с собственным транспортом, дамы, как ни в чем не бывало, звонили руководству «Автобуса» и просили выручить. То обстоятельство, что они основательно задолжали партнерам, Божановых не смущало.
А теперь небольшой ликбез о том, кто есть такие Божановы, и какое отношение их фирма Аквамарин имеет к организации Парада Победы. По идее, искать автобусы для военнослужащих должно Министерство обороны. Но транспорта требуется много, а ведомство одно. Так что для поиска трансфера оно нанимает подрядчиков. Те, в свою очередь, тоже не могут объять необъятное, и нанимают своих рекрутеров, разбив задачу по районам. Божановы оказались как раз такими рекрутерами, работающим по Наро-Фоминскому району.
Дела Божановы вели настолько скверно, что к моменту первых рейсов выяснилось, что их компания просто не имела права заключать контракты со своими подрядчиками из-за массы претензий со стороны компетентных органов. В итоге Божановы наскоро состраяпали новую фирму – долго ли умеючи. Эта фирма и заключила контракт с «Автобусом», правда, не с марта, а с апреля.
Когда стало понятно, что Аквамарин платить не собирается, руководство Автобуса и других компаний, оставшихся без заработка, обратилось к нанимателям Аквамарина. Там делегацию приняли с пониманием, начали разбираться.
И здесь выяснилось много интересных подробностей. По документам, оформленным Божановой, количество рейсов, сделанных водителями Автобус и госномера транспортных средств совпадали. А вот марки автобусов и фамилии водителей - нет.
Как же так получилось? Все дело в той же пресловутой спешке. У нанимателя Божановой вроде как не было времени проверять на вшивость потенциальных партнеров. Хочется, конечно, спросить, почему все так спешили? Ведь дата Парада не менялась несколько десятков лет! Когда начнутся репетиции, тоже предположить было не сложно. Впрочем все эти вопросы к данной истории имеют лишь косвенное отношение.
Заказчики Божановых посочувствовали Автобусу и даже предложили работу на Параде Победы 2015. Вот только помочь компании получить свои деньги они не смогли. Как говорится, подрядчик моего подрядчика - не мой подрядчик. Контракт подписан с Аквамарином, значит все вопросы к нему.
А что же Божановы? Они продолжают кормить руководство Автобуса завтраками, периодически сообщая, что деньги вот-вот будут. Насколько известно, всего Божановы заказали около пятидесяти автобусов разных компаний (моей техники среди них было всего четыре единицы, - рассказывает Леонид, - Мне еще повезло, Автобус - все-таки официально оформленное предприятие. А ведь среди партнеров семейного подряда были еще и частники. Это люди, у которых всего один-два автобуса. Их Божановы хамски посылают куда подальше прямым текстом, и, не стесняясь в выражениях, говорят, что договор не подписан, поэтому и денег не заплатят.
А вот теперь представим: человек несколько месяцев гонял свой единственный автобус, отказывая клиентам, которые в отличие от Божановой готовы были платить, покупая топливо и изыскивая средства на прочие необходимые расходы из своего кармана, и в итоге остался на бобах. Самое главное - сейчас идти ему некуда: контракта не было, а значит и сотрудничества тоже. А эмоции к делу, как известно, не пришьешь.
Такая вот история о патриотизме, чувстве долга и откровенном надувательстве. Леонид и его товарищи по несчастью собираются подавать в суд. Уж очень не хочется оставлять мошенничество безнаказанным.
Обозреватель Noteru.com Мария Смолина