Работы по претворению в жизнь гигантских многомиллиардных инфраструктурных мегапроектов продолжаются на всей территории Китая. Самый длинный и самый высокий в мире мост, самый большой аэропорт, самый длинный газопровод, 80-миллиардный проект по перенаправлению рек с юга, где воды в избытке, на засушливый север и так далее.
Громадные мегапроекты являются китайской традицией уже тысячелетия. Причем, с веками традиция не ослабевает, а напротив только усиливается. Сейчас, когда вторая экономика планеты сбавила ход, руководство страны еще энергичнее расходует на эти начинания все новые и новые десятки миллиардов долларов. Достаточно сказать, что в ноябре влиятельная Комиссия по реформам и развитию одобрила план по 21 очень крупному проекту с общей сметой в 115 млрд. долларов. В него входит строительство высокоскоростных железных дорог, ультрасовременных и очень больших аэропортов и многое другое.
Одним из полигонов, где осуществляются многочисленные мегапроекты, является Шанхай, коммерческая столица Поднебесной, мегаполис с 25-миллионным населением, в котором очень многое имеет приставку «мега»: аэропорты и вокзалы, метро, канализация и водопровод, энергетика и т.д. Сейчас в Шанхае заканчивается строительство супернебоскреба Шанхай Тауэр, смета которого составляет 2,4 млрд. долларов. По своей высоте – 632 метра он уступает лишь дубайскому Бурж Халифе и будет вторым зданием планеты.
Восточнее супернебоскреба полным ходом идет строительство гигантского Шанхайского Диснейленда. Этот огромный парк развлечений общей площадью без малого квадратный километр должен быть сдан в следующем году.
Любовь ко всему «самому» у китайцев в крови и генах, но в своем нынешнем варианте она имеет и вполне простое практичное объяснение. Мегапроекты являются одним из способов борьбы с кризисами, потому что позволяют создавать миллионы рабочих мест, снижают безработицу и поддерживают спокойствие в обществе. Последнее китайское руководство ценит особенно сильно.
Конечно, любовь к мегапроектам противоречит новому экономическому курсу Пекина, который заключается в отходе экономического развития, основанного на крупных инвестициях, и переходе на модель развития, в основе которой лежит развитие внутреннего рынка.
К тому же, мегапроекты ведут к резкому росту госдолга. По оценкам Бюро аудита КНР, только долги местных властей в Китае в 2013 году выросли до 3,1 трлн. долларов, т.е. более чем трети ВВП страны. Высокий уровень госдолга, предупреждают наиболее осторожные экономисты, может надолго замедлить развитие китайской экономики.
И все же на первом месте в Пекине по-прежнему стоит социальная стабильность. Поскольку в КНР однопартийная политическая система, то никакой оппозиции решениям правительства, порой даже мягко говоря спорным, нет. Это значит, что мода на мегапроекты в Поднебесной пройдет очень нескоро, если вообще когда-нибудь пройдет.