Драгунский на «Эхе Москвы» спрашивает:
«...где этот список «религиозных ценностей», над которыми «глумиться нельзя», и где список тех ценностей, религиозных в том числе, над которыми можно подшучивать или хотя бы игнорировать?
Дайте список «святынь», исчерпывающий, как положено в законе.
От и до, от «а» до «я». И определите, кого он касается. Трудно согласиться, что ценности, являющиеся таковыми для некоторой части общества, должны стать табу для всех остальных. Потому что тогда ценности, священные для другой части общества, также должны стать табу для всех других, и так далее.
Но тогда настанет великая ценностная битва...» (с)
Для меня это всегда было удивительным, когда взрослый, самодостаточный человек, мужчина, убеленный сединами, с каким-никаким жизненным опытом за плечами, вдруг начинает просить каких-то указивок и циркуляров для того, чтобы не ошибиться в выборе «правильной» стороны. Получается, что самому ему никак не решить, где добро, а где зло. Что такое хорошо, а что такое плохо.
Неужели надо объяснять, что «подшучивать» тоже можно по-разному? Можно с любовью и уважением, а можно презрительно, злобно, ненавидя.
И что плохого в том, что все будут уважать «ценности, священные для другой части общества»? Кому от этого станет дурно? Разве все мы не этого хотим, когда говорим о толерантности (не люблю это слово)? Терпение и уважение друг к другу - это ли не рецепт мира во всем мире?
Рискну предположить: ответ на все мои вопросы автор дал в последнем предложении. «Великая ценностная битва». Он, правда, ошибается в выборе времени - она не настанет, она уже идет. И идет достаточно давно. Просто именно сегодня исчезают все полутона, и краски становятся необыкновенно яркими. Именно сегодня тебя ставят перед выбором: выбираешь ли ты в праздничном меню блюдо «Изнасилованная пенсионерка-эпилептик» или остаешься голодным. И надо признать, что это не самый сложный выбор.
P.S. Так странно, что опять России и русским досталась эта ноша. Бог даст - выстоим.
ЕЩЕ МНЕНИЕ
Послесловие к «Шарли»
Ульяна СКОЙБЕДА
Какое счастье, что я живу не во Франции. Что в центре моего города на самом знаковом здании, к примеру на Кремле, не написано: «Я – святотатец, рисую христианского Бога Отца и Бога Сына в момент полового акта и плюю на всех, кому это не нравится». Правильно ведь я перевела лаконичное «Я – Шарли», неспа? Или, как там по-русски, – не так ли? (подробности)