Чем больше наград получает фильм моего земляка и, считаю, очень талантливого человека, тем больше желчи изливают всякого рода рецензенты. Дескать, как смел Звягинцев показать миру ТАКУЮ Россию - с оборотнями в погонах, чиновником-подонком и мужиком, хлещущим водку.
Не мню себя большим спецом в психологии, но сдается мне, что претенденты на роль кинокритиков попросту пытаются самоутвердиться за счет фильма: «Разбомблю знаменитую картину - покажу, какой я умный». Нет, не то чтобы у этих критиков возникает оформленная мысль об этом. Скорее, на подсознательном уровне… Это ж только Моська силами автора была вынуждена честно признать свою стратегию пред собой и пред другими.
Уж сколько людей не поленилось высказать фильму свое фи. Вот и мой коллега, посмотрев «Левиафан», заявил: «Тягостная ложь в каждом кадре и каждом слове».
Пять лет назад не меньший зрительских гнев постиг «Школу» - сериал о подростках. Тоже многие не верили в правдивость киноработы: «Да что вы говорите! Да не может быть, чтобы среди наших-то детей - и такое… Да как это вообще показывать можно! Юные скинхеды, алкоголь, детское самоубийство…» И что, нет такого в российских школах? Сплошь и рядом!
А вообще, это модно - упрекать во лжи откровенное кино. Никто ж не скажет, что, например, комедия «Елки» - это неправда. Или старые добрые «Приключения Электроника», или, допустим, «Служебный роман»… Никто не заявляет, что «так не бывает». Правильно, все это - красивые добрые сказки. Если тебе немного нездоровится, то эти картины своего рода малиновое варенье. Съешь его с чаем - и, глядишь, поправишься. Станешь добрее.
Но не всегда больному прописывают сладкое, не всякий раз оно помогает. Иной раз врач должен резать по живому. И если режиссера условно сравнить с доктором, то Звягинцев, наверное, хирург. И я очень надеюсь… Нет, больше чем надеюсь - я верю, что его скальпель делает правильное дело. Пусть это и больно.
Не верите режиссеру? Думаете, беспробудное пьянство в российской деревне - не правда? Так съездите, посмотрите. Я ездил. Видел. Звягинцев, знаю, видел тоже. Мы говорили с режиссером об этом во время интервью для Радио «Комсомольская правда». Беседовали еще до «Золотого Глобуса», и уже тогда Андрей Петрович прогнозировал себе отнюдь не лавры, а именно критику.
Не верите в чиновничий беспредел? Не верите, что высокопоставленная шишка может вывезти недруга на пустырь и пригрозить расправой? А вы почитайте про дело «банды Трунова», в которую входил заместитель мэра Солодкин из родного Звягинцеву города.
В кадре - панель управления автомобиля, иконки, а из колонок доносится тюремный шансон. Парадокс. Но, может, вы скажете, что это - ложь? Если так, то вы - определенно не пассажир российских маршруток.
У русского зрителя, кстати, есть безусловные преимущества. Поскольку иностранцу, не знающему языка и национальной культуры, некоторых деталей и не понять. И тем не менее, думается мне, что и француз, и американец, да хоть китаец - узнают в российском кино и свои национальные проблемы.
Если же вам за эти кадры стыдно, то при чем тут режиссер? Он, что ли, ходит по деревням да мужикам водку в глотку заливает? Или, может, он негодяев в чиновники назначает? Не он. А кому претит видеть горькую правду - ограничьтесь малиновым вареньем.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Мертвечина