Дмитрий Глуховский: Нужно быть наглым и везучим

 »   » 
  • Опубликованно
  • Дмитрий Глуховский: Нужно быть наглым и везучим

... А тогда — Глуховский опубликовал свой первый роман «Метро 2033» в интернете в 2002 году. Это было еще до появления социальных сетей и блогов, и были актуальны так называемые домашние странички. Он создал сайт на бесплатном хостинге, сам сделал дизайн и залил текст — все, что называется, «на коленке»… Так начиналась слава.

— Как сейчас помню, с каким волнением читал в гостевой книге первые отзывы и даже спам. Не было другого способа взаимодействия с читателем, и каждый новый отзыв был как глоток свежего воздуха.

— Вы не предлагали роман издательствам?

— Предлагал, тому же «Эксмо», все отвечали как-то дежурно: «Мы получили, спасибо, Иван Петрович посмотрит, но он сейчас в отпуске, перезвоните через две недели».

Так вот, этот сайт просуществовал два с половиной года, затем я продолжил роман, продолжение выкладывал по главам и давал читателям возможность обсуждать их на форуме, которые как раз тогда появились. В общей сложности роман на сайте прочитали 25 тысяч человек. И только тогда, в 2005-м, после успеха «Метро» как сетевого литературного проекта, несколько издательств захотели приобрести права на книгу. Я выбрал «Эксмо».

— Которое два года назад вам отказало. Так в чем же секрет успеха?

— Понимаете, тогда все состоявшиеся авторы боялись (и сейчас боятся) пиратства, а молодые боятся, что если они выложат свой текст в Сеть, то его немедленно издадут под чужим именем. Я не боялся. Дело в том, что я пишу не быстро, на книгу у меня уходит самое малое год-полтора, а над первым «Метро» я и вовсе работал с 1996 по 2004 год, и после таких затрат труда и нервов очень хочется, чтобы у тебя просто был читатель. На сайт «Метро» каждый день заходили люди в поисках продолжения, они меня и подбадривали, и подталкивали… Это был настоящий наркотик. Ради него я и писал.

— Сейчас уже трудно такое представить. Как говорится, нельзя просто так создать сайт и выложить на нем роман, чтобы он стал популярным. Как вы раскручивали сайт?

— Оставлял ссылки на форумах любителей фантастики и метро. Но в те времена в принципе в Сети было гораздо меньше людей. Я напомню: планшетов и смартфонов не было, нужно было собирать и покупать персональный компьютер, а он был недешев, потом как-то подключать его к интернету...А сейчас информационное пространство все забито. Двое из трех россиян сидят в Сети. И каждый десятый публикует свою прозу. Другие времена. Важно быть первым.

— Так сегодня как быть начинающим авторам?

— Сегодня трудно, да. В братской могиле «Прозы.ру» свалены десятки тысяч текстов несчастных авторов. Вот ты написал гениальный роман, но живешь ты в Сыктывкаре, а все издатели — в Москве и «самотек» не читают. Что делать? В Сыктывкаре тоже рождаются люди, поцелованные ангелом в темечко. Только донести свой талант до публики им в тысячу раз сложней, чем москвичам. Интернет, пусть и забитый белым шумом, остается одним из немногих способов о себе заявить. Но интернет сильно изменился, теперь это не текстовая, а мультимедийная среда. Люди страдают синдромом разрозненного внимания, когда в браузере открыто 20 окон, и каждое надоедает через минуту. На тексте сосредоточиться очень сложно.

—Как же в таких условиях завоевывать внимания читателя?

— Наверное, в первую очередь через социальные сети. Не стоит надеяться, что читатель сразу погрузится в ваш роман, надо его заинтересовать, захватить его внимание. Поможет завораживающая иллюстрация, запоминающаяся цитата из книги, интригующая аннотация. Интернет превратился в джунгли, побеждает в которых – сильнейший… А внимание на себя обращает – ярчайший. Романам в Сети сложно тягаться в популярности с роликами про котяток и кровавым месивом на автотрассах.

— Как же быть писателям?

— Вся надежда на партию и правительство. Как только в ответ на американские санкции нам отключат интернет, это проклятое изобретение ЦРУ, мы немедленно усядемся за толстые книги. Но пока эта дьявольщина продолжает работать, мы вместо полного собрания сочинений Лескова читаем фейсбук со смартфонов; чтобы снова сделать Россию самой читающей страной, либо ФСБ должно интернет запретить, либо - РПЦ предать его анафеме.

— Иначе писателям на гонорары не прожить. Кстати, сколько вы получили за первое бумажное издание «Метро»?

— Тысячу долларов. И я был счастлив. С тех пор, правда, жизнь меня избаловала, и я теперь могу кормиться исключительно литературным трудом. Но таких счастливчиков немного: в стране десятки тысяч писателей, а на доходы от книг могут существовать безбедно, думаю, человек тридцать от силы. Для всех прочих литература – служение, а для поддержания штанов им требуется какая-то настоящая работа.

— В итоге, что вы посоветуете? Нужно быть ярким и талантливым?

— Это, увы, ничего вам не гарантирует, даже посмертного признания. Лучше уж быть наглым и везучим.

СПРАВКА ВМ

Дмитрий Глуховский (родился в 1979 году) — писатель, в прошлом телевизионный корреспондент и радиоведущий. Автор книг «Метро 2033», «Сумерки», «Рассказы о Родине», «Будущее». После успеха собственных книг создал книжную серию «Вселенная Метро 2033», в которой начинающие фантасты из разных стран могут написать и издать книгу о мире, придуманном Глуховским. В настоящее время работает над романом «Метро 2035», который должен выйти в свет следующей весной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Интернет и издательства: в каких формах литература существует сегодня

Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты очередного опроса. По данным социологов, за последние пять лет число россиян, скачивающих и читающих книги в Интернете, выросло в три с половиной раза. А это значит, что так называемая сетевая литература начинает активно теснить литературу бумажную. «ВМ» решила разобраться, почему писатели все чаще уходят в виртуальное пространство и отчего там так уютно читателям. (читать далее)

Тятя, тятя, наши Сети…

Колонка нашего обозревателя Бориса Войцеховского

В принципе, можно (и, возможно, нужно) вначале слегка покряхтеть, потому как вспоминать сейчас придется времена настолько давние, что… В общем, такие далекие времена, когда про социальные сети вообще никто не слышал, а интернет хоть и был, но далеко не у всех.

У меня, впрочем, интернет этот, как раз имелся. И давал недосягаемые для многих возможности. Например, читать то, что не могли читать мои до сих пор не до конца овладевшие искусством управления клавиатурой родители.

Появлявшаяся в интернете литература развивалась стремительнее детеныша гренландского тюленя.

Все началось с редких персональных писатель 4000 ских сайтов, следом перешло в стадию грандиозных графоманских литсвалок, затем трансформировалось в авторские страницы-блоги в Живом Журнале и, наконец, выплеснулось на просторы Фейсбука, куда нынче не пишут лишь сильно гордые, да сильно ленивые. (читать далее)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа