ПИСАТЕЛИ И КРИТИКИ О СООТНОШЕНИИ СЕТЕВОЙ И БУМАЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: СКОРЕЕ ПРОТИВ, ЧЕМ ЗА
Бум блогосферы и родившейся там литературы прошел; из блогов пишущие люди, особенно молодые, плавно перетекли в социальные сети, и совершенно непонятно, в каких формах будут рождаться там тексты, претендующие стать новой литературой.
Но ясно, что сетевая и бумажная формы бытования литературы теперь неразрывно связаны, и интересно будет следить за изменением их соотношения. Наши эксперты считают, что всех хоть сколько-нибудь интересных авторов издательства уже вытащили из Сети.
Писатель Евгений Гришковец, прославившийся как раз в блогосфере, от нее отказался, причем так громко, что хочется сказать — отрекся.Известный литературный критик Галина Юзефович говорит, что ей лично интересные авторы в Сети в последнее время не попадались, хотя это не значит, что их там нет.
А вот Дмитрий Быков, сочетающий и писателя, и критика, и множество других профессий, в свойственной ему манере легко развернул для «ВМ» большую и сложную мысль на эту тему.
Дмитрий Быков, писатель, журналист, ведущий серий «Быков рекомендует» в разных российских издательтвах:
— Очень трудно сейчас назвать авторов, которых вытащили из Сети, потому что издательства немедленно выхватывают все, что появляется там интересного. И рождаются такие недокнижки, по сути, книжки блогов. Например, я один из немногих, кто считает, что последний сборник Татьяны Толстой («Легкие миры». — «ВМ») наполовину проза, а наполовину ЖЖ. И это большой соблазн: люди начинают печатать вещи, написанные в сетевых жанрах. И у Гришковца был такой же грех. Понимаете, в чем соблазн: то, что печатается в блоге, — это всетаки эскиз мысли, недоделанная вещь.
Автор: Wikipedia
Дмитрий Быков.
Поэтому я и не веду блогов: мне хочется все-таки доносить готовую мысль. А все остальное — прижизненная публикация дневников и черновиков. Я этот жанр не люблю даже у Розанова, который жил задолго до компьютерной эры; этот соблазн фрагментарности очень раздражает. Поэтому я не вижу сейчас в Сети ни одного автора, которого я хотел бы напечатать.
После смерти Александра Житинского (писателя, главного редактора издательства «Геликон плюс». — «ВМ») его жена Елена героически продолжает искать новых авторов.
Дмитрия Горчева, умершего в 2010 году, чрезвычайно жалко, но при этом нужно помнить, что Горчев — это все-таки феномен семилетней давности, и ничего похожего на него за это время в Сети так и не появилось.
А всех, кто написал интересный блог, давно снабдили книгой, литературной биографией, свозили на выставкуярмарку, заставили пообщаться с читателем, выхолостили, доказали полное литературное убожество и отпустили плавать дальше.
И я чрезвычайно огорчен этим, потому что ранняя слава вредна. Вредно в юном возрасте «выставляться» на всеобщее обозрение.
На последней книжной ярмарке не было ни одного нового автора. Так что, по моему мнению, вытащить из Сети сейчас некого.
Евгений Гришковец, писатель:
— Я бесспорно соглашусь с Дмитрием Быковым, что незавершенные вещи издавать на бумаге не стоит. У меня был очень успешный блог, но три года назад я отказался от существования в блогосфере и в социальных сетях. Теперь я веду дневник на отдельном сайте, и он не интерактивен, что важно, — я понял, что в блоге нет никакого смысла, что мне не нужен мгновенный отклик моих читателей на то, что я опубликовал. Теперь я пишу скорее публицистику.
Автор: Агентство Фото ИТАР-ТАСС
Евгений Гришковец.
И я могу сказать, что тексты в моем дневнике стали более осмысленными и «неспешными». Когда человек пишет каждый день и даже несколько раз в сутки, качество таких текстов понятно, и публиковать их на бумаге, по-моему, совершенно ни к чему. Публиковать на бумаге можно литературу, а эти тексты печатать — все равно что через год переиздавать ежедневную газету на хорошей глянцевой бумаге.
Галина Юзефович, литературный критик:
— На моей памяти ярких авторов, которых нашли в последнее время в Сети, нет. Но я не слежу за этим специально, потому что прекрасно знаю, что все эти системы сетевого сам издата процента примерно на 99,9 состоят из ерунды. И институт издателей на самом деле нужен не для поиска и обнаружения новых талантов, а для отсева этой самой чуши. И в этом качестве она сегодня и работает.
Так что я не могу сказать, что какие-то чудесные новые имена приходят из Интернета.
Автор: РИА Новости
Галина Юзефович.
К тому же надо понимать, что англоязычный рынок сетевого самиздата в тысячи раз больше, чем наш, поэтому и качественных новинок появляется пропорционально больше. Но я все равно не встречала по-настоящему талантливого автора, который самозародился на просторах Интернета, — бывают лишь коммерчески успешные, вроде, прости господи, «50 оттенков серого».
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ КНИГИ, ИЗДАННЫЕ НА ОСНОВЕ БЛОГОВ
Татьяна Соломатина, «Акушер-Ха!»
М.: Яуза-Пресс, Эксмо
«Врачебную» тему в современной литературе подхватила кандидат медицинских наук Татьяна Соломатина, которая в 2007 году завела блог в Живом Журнале. Публиковавшиеся там ироничные заметки на вечные сюжеты акушерства и родовспоможения обрели, как говорится, бешеную популярность. «Эксмо», сходя в слияние с АСТ, Соломатину благословило на литературную карьеру и издало. Потом еще раз. И потом еще много-много раз. Останутся ли многочисленные иронически-гинекологические опусы Соломатиной в веках, сказать трудно, однако «Акушерку» действительно знают даже те, кто никогда блог ее автора не читал.
Дмитрий Горчев, «Жизнь в кастрюле»
СПБ.: Геликон Плюс, 2006
Безумно жалко внезапно и безвременно умершего в 2010 году Дмитрия Горчева. Его называли одним из первых «тысячников» — авторов блогов, на которые подписываются больше тысячи человек. Причем популярность Горчева была совсем не дешевой, его читали и любили не за провокационные высказывания и не за стопроцентно милые фотографии «котиков», а за мудрые, грустные, горькие и все-таки светлые мысли. Возрожденный им жанр абсурдистской сказки в духе Хармса снискал Горчеву славу блестящего рассказчика, и умер он как раз во время написания своего первого «проторомана» «Жизнь без Карло», вышедшего посмертно.
Сталик Ханкишиев, «Казан, мангал и другие мужские удовольствия»
М.: Колибри, 2006
Сталик также в представлениях не нуждается. Темпераментный азебрайджанец, говорят, что повар от бога, сумел превратить кулинарную книгу, вещь почтенную, утилитарную и, кажется, уже не обещавшую никаких жанровых революций, в интеллектуальный и даже идеологический боевик. Восточную кухню у нас традиционно любят, и кулинарные бои вокруг нее любители готовить теперь ведут в основном с помощью изобретенного Сталиком оружия. А кулинарная книга, как мы знаем, сама по себе вещь объемная, тяжелая.
ВИРТУАЛЬНЫЕ РИФМЫ
Юнна Мориц
Автор: РИА Новости
Юнна Мориц.
А вот не надо лезть на стенку,
На граждан прыгать с потолка,
Чтоб навязать свою оценку
Мозгам не вашего ларька!
Травить страну мою не надо,
Надеясь, что Россия съест
И сто, и двести бочек яда,
И ей терпеть не надоест.
Опасно думать, что за это
Не будет ничего в ответ.
Стране нагадив, жди поэта,
Которого ужасней нет!
Он — то, что надо! Он — торнадо,
Его ужасность велика!
Не книга жалоб, не бригада —
Поэт не вашего ларька!
В его ужасности — порода.
А Пушкин: «Кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?»
Вероника Долина
Автор: wikimedia.org
Вероника Долина.
Что стойбище мое, мое жилье?
А все-таки — московское зерцало.
Между ветвей орало воронье,
А у меня как раз душа плясала.
Стояли мы сегодня у дверей:
Соседушка, и дочь ее, малютка.
Такая, что ли, выдалась минутка.
Ну тут и я пристроилась скорей.
Случайный скромный дамский разговор...
Когда родить... куда водить ребенка...
Дитя меж нами лопотало звонко,
Уютным смехом осеняя двор.
И вот еще один сосед возник.
Русобородый, с тихою улыбкой.
И музыкой двора, простецкой, зыбкой —
Как мы — был остановлен в тот же миг.
Ну и стояли так минуты три.
Он да она, да я —
Так вот, смотри —
Татарская семья,
Священник русский,
Горе-иудейка...
Да что за черт!
Москва моя, злодейка.
Будь человеком!
Ты уж порадей...
Прошу тебя —
Не обижай людей.
Вера Полозкова
Автор: Настя Гуз
Вера Полозкова.
Мать-одиночка растит свою дочь скрипачкой,
Вежливой девочкой, гнесинской недоучкой.
«Вот тебе новая кофточка, не испачкай».
«Вот тебе новая сумочка с крепкой ручкой».
Дочь-одиночка станет алкоголичкой,
Вежливой тетечкой, выцветшей оболочкой,
Согнутой черной спичкой, проблемы с почкой.
Мать постареет и все, чем ее ни пичкай,
Станет оказывать только эффект побочный.
Боженька нянчит, ни за кого не прочит,
Дочек делить не хочет, а сам калечит.
Если графа «отец», то поставлен прочерк,
А безымянный палец — то без колечек.
Оттого, что ты, Отче, любишь нас больше прочих,
Почему-то еще ни разу не стало легче.
МНЕНИЕ
Тятя, тятя, наши Сети…
Колонка нашего обозревателя Бориса Войцеховского
В принципе, можно (и, возможно, нужно) вначале слегка покряхтеть, потому как вспоминать сейчас придется времена настолько давние, что… В общем, такие далекие времена, когда про социальные сети вообще никто не слышал, а интернет хоть и был, но далеко не у всех.
У меня, впрочем, интернет этот, как раз имелся. И давал недосягаемые для многих возможности. Например, читать то, что не могли читать мои до сих пор не до конца овладевшие искусством управления клавиатурой родители.
Появлявшаяся в интернете литература развивалась стремительнее детеныша гренландского тюленя. (далее…)