Минские переговоры: что дальше?

 »   » 
  • Опубликованно
  • Минские переговоры: что дальше?

Но Россия сейчас не только спасает  ДНР и ЛНР, но и мешает, по всей видимости, ополченцам начать полномасштабное наступление на украинские войска, поскольку сейчас важно сохранять мир любым способом. Кроме того, Москва явно не хочет добивать украинское государство и тем самым способствовать реализации американского плана по атомизации пространства нынешней Украины. России нужна конфедеративная или федеративная Украина, и пока существует шанс ее создания, Кремль будет продолжать предпринимать усилия для спасения ее от полного коллапса.

Что касается самого плана мирного урегулирования, то он не устраивает ни ополченцев, ни украинскую власть. Однако есть подозрение, что тот текст Минского  соглашения, который был опубликован ОБСЕ является неточным или как минимум неокончательным.

Официальная позиция Киева состоит в том, что этот план был навязан Украине извне. Так, соратник президента Юрий Луценко утверждает, что Украина выполнила оба ключевых условия, которые якобы были поставлены перед ней президентом Путиным: объявить амнистию и ввести особый статус для части Донбасса. Однако некоторые украинские политики утверждают, что их власти обманывают население и собираются сдавать весь Донбасс. Депутат от «Батькивщины» Анатолий Гриценко заявил, что закон о статусе Донбасса был фактически подменен. В экземплярах, розданных депутатам, указывалось, что границы территории, у которой будет «особый статус» определяет Верховная Рада, однако в итоговом варианте, размещенном на сайте парламента, теперь написано, что этот вопрос будет находиться в ведении СБУ, которая подконтрольна президенту.

Если это действительно так, то логика Петра Порошенко вполне понятна. Очевидно, что радикально настроенная Верховная Рада, в которой закон об особом статусе восточных территорий едва прошел, может сорвать его реализацию просто отказавшись очерчивать границы его применения. «Порошенко с трудом продавил этот закон, не факт, что он смог бы продавить согласования по районам, на которые распространяется статус», - признает  бывший депутат Верховной Рады Олег Царев, ныне являющийся спикером парламента Новороссии. И тем более очевидно, что при определенных условиях Рада откажется проявить гибкость и включить в область применения особого статуса всю территорию Донбасса (программа-минимум, на которую могут согласиться ополченцы). Поэтому не исключено, что заявления Гриценко о том, что «президент не имеет права, морального по крайней мере, подписывать такой горе-закон» и требования «инициировать мгновенное расследование и привлечение виновных к ответственности» будут просто оставлены без внимания - прагматичный Петр Порошенко не намерен терять основной рычаг давления на ополченцев из-за того, что у депутатов Верховной Рады идет предвыборная кампания. 

Позиция, впрочем, достаточно рискованная, если вспомнить, что даже принятие розданного депутатам варианта закона вызвало массовые беспорядки у стен Верховной рады. Радикалы грозят президенту переворотом. «Если Петр Алексеевич Порошенко не опомнится — у нас, на Украине, будет новый президент и главнокомандующий... Если кто в это не верит, то пусть напишет письмо Януковичу. Тот подтвердит, что неосуществимо — осуществляется», - заявил Дмитрий Ярош. Понятно, что для переворота у лидера «Правого сектора» нет ни достаточного авторитета, ни необходимого количества бойцов. Однако он может консолидировать усилия с другими противниками Петра Порошенко - руководителями ряда добровольческих батальонов, некоторыми политиками а также некоторыми олигархами. Все вместе они вполне могут создать некую критическую массу, которая приведет к новому Майдану.

Российско-украинскую дипломатическую игру в преддверие нового раунда минских переговоров осложняют и определенные силы в Европе. Так, Европарламент принял резолюцию, в которой призывает Еврокомиссию «изучить вопрос об отказе Российской Федерации в партнерстве в области мирного атома и отключении РФ от системы расчетов SWIFT». Несмотря на то, что документ носит исключительно рекомендательный характер, в России его восприняли достаточно серьезно. Так, по мнению председателя Госдумы по международным делам Алексея Пушкова, безответственность депутатов играет на руку «партии войны» в Киеве. «Перемирие чрезвычайно хрупкое, и любая такая резолюция, которая усиливает воинственный дух украинских ультранационалистов и радикалов и подрывает позиции тех, кто выступает за мирное, политическое решение вопроса, крайне вредна», - отметил депутат. Кроме того, по его мнению, резолюция посылает неверный сигнал относительно позиции Европы. «Евросоюз намерен сделать паузу в санкционном процессе, и эти старания европарламентариев бежать впереди паровоза, мне кажется, достойны осуждения. Они фактически подталкивают Евросоюз к еще более жестким мерам, тогда как в самом ЕС, после того как было преодолено сопротивление целого ряда государств принятому на прошлой неделе пакету санкций, готовности еще один пакет принимать, насколько я понимаю, нет», - заявил Алексей Пушков.

И чем бы не была вызвана эта резолюция – настроениями в отношении России, преобладающими в нынешнем составе Европарламента или же расчетом на то, что оказываемое давление на Москву позволит усилить позиции Киева перед переговорами в Минске – назвать ее конструктивной вряд ли возможно. Европа систематически демонстрирует неспособность выполнять свою часть обязательств по мирному урегулированию конфликта на Украине, упорно продолжая оказывать санкционное давление даже после того, как некоторый компромисс между сторонами был достигнут и на Донбассе, пусть и с оговорками, наступило перемирие. Между Москвой и Брюсселем тают последние остатки доверия, и в такой ситуации очередные минские  переговоры могут стать попросту бесполезными. 


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа