Рейтинг не имеет значения

 »   » 
  • Опубликованно
  • Рейтинг не имеет значения

Аналитик компании Standard & Poor's Карен Вартапетов замечает, что, хотя западные рынки заимствований для компаний РФ действительно закрыты, на российском фондовом рынке присутствует масса иностранных инвесторов, в том числе институциональных, и очередное снижение рейтинга страны приведет к их уходу. «Например, крупные пенсионные фонды Западной Европы и США, по закону, имеют право держать средства в активах только инвестиционного уровня. И снижение рейтинга страны отразится в первую очередь на таких инвесторах и послужит триггером к увеличению оттока капитала», - пояснил он «Эксперт Online». 

Экономист одного из крупнейших западных банков указывает, что возможности заимствования на Западе лишились далеко не все российские эмитенты. «Форточки» все равно останутся, и ряду российских заемщиков отнюдь не безразлично, что будет с суверенным рейтингом страны. К тому же, государство не отказалось от идеи внешних заимствований», - пояснил он «Эксперт Online».

Действительно, Минфин сохраняет планы по внешним займам в следующем году. И если в 2014-м Россия отказалась размещать еврооблигации на фоне геополитического кризиса, в 2005 году, по словам замглавы Минфина Сергея Сторчака, планируется занять на внешних рынках в 2015 году $7 млрд – этот уровень фиксируется в бюджете уже несколько лет подряд. Если евробонды Минфина найдут спрос у западных инвесторов, в открывшееся «окно» могут попытаться войти и российские банки, полагает старший аналитик компании «Норд-Капитал» Сергей Алин. «Однако сложно сказать о перспективах таких размещений на фоне сверстанного Минэкономразвития нового макропрогноза, предполагающего снижение роста ВВП РФ в 2015 году с 2% до 1%», - замечает он. Не исключено, что заимствования в рублях могут оказаться выгодней размещения евробондов, предполагает экономист одного из крупнейших западных банков. 

По словам аналитика «Уралсиб Кэпитал» Ольги Стериной, вероятность снижения суверенного рейтинга России в связи с западными санкциями и последствиями их влияния на экономику существует. «Мы пока не видим драйверов роста экономики в среднесрочной перспективе, а значит, ВВП РФ будет прирастать крайне умеренными темпами, что не останется без внимания рейтинговых агентств. И хотя только реализация «негативного» прогноза S&P грозит России потерей инвестиционного рейтинга (понижение рейтинга на одну ступень агентствами Fitch и Moody's пока что только приблизит нас к «мусорному» уровню), такой сценарий окажется крайне негативным сигналом для всех заемщиков. Не стоит забывать, что за снижением суверенного показателя каскадом следует пересмотр рейтингов госкомпаний, крупнейших банков страны и т.д., а потеря одного из двух инвестрейтингов, безусловно, окажет давление на их капитал», - пояснила она «Эксперт Online». Кроме того, замечает аналитик, это будет означать дальнейший рост ставок для всех эмитентов. «На примере последних рублевых размещений наших банков мы видим, что ставки выросли на 2-3 процентных пункта по сравнению с тем, что было несколько месяцев назад. Проблематичен будет и выход российских компаний на азиатские рынки капитала, поскольку все инвестфонды обращают внимание на рейтинги эмитентов, если это, конечно, не фонды «мусорных» облигаций», - резюмирует Ольга Стерина.

Неугомонный S&P 

Напомним: Standard & Poor's, понизило 25 апреля 2014 года суверенный рейтинг России в иностранной валюте до уровня на один выше «мусорной» (спекулятивной) категории - с BBB до BBB-. Прогноз по рейтингу – «негативный. Долгосрочный рейтинг в национальной валюте снижен с BBB+ до BBB, краткосрочный рейтинг в иностранной валюте - с А-2 до A-3. Рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне A-2. До этого S&P понижало суверенный валютный рейтинг России больше пяти лет назад: в декабре 2008-го - с BBB+ до BBB. 

В марте международные рейтинговые агентства Fitch и S&P снизили прогноз по кредитному рейтингу России со «стабильного» до «негативного». Причину такого решения в агентствах объяснили возможным расширением санкций против России в связи с позицией Москвы в украинском кризисе. Агентство Moody's 29 марта поставило суверенный кредитный рейтинг России на пересмотр с возможностью понижения. Однако в июне отказалось от этой идеи, подтвердив показатель на уровне Baa1, изменив, правда, прогноз по рейтингу на «негативный». Изменение прогноза в Moody's объяснили «ростом восприимчивости России к рискам, связанным с геополитическими событиями, и ухудшением среднесрочного прогноза».

Рейтинговые действия S&P были связаны в первую очередь со значительным оттоком капитала из страны в первом квартале 2014 года, что увеличило риск заметного ухудшения внешнего финансирования в результате заметного сокращения прямых иностранных и портфельных инвестиций. Агентство рассматривает этот фактор «как риск, оказывающий влияние на перспективы экономического роста России». «Сложная геополитическая ситуация между Россией и Украиной может привести к дополнительному существенному оттоку как иностранного, так и локального капитала из российской экономики», - прогнозировали аналитики. Отток капитала достиг в первом квартале $ 51 млрд, при том что до этого пять лет подряд показатель составлял в среднем $57 млрд за год. По мнению экспертов S&P, причиной увеличения оттока стала именно ситуация в соседней стране и ее последствия.

Кроме того, агентство указывало на замедление экономического роста в России до 1,3% - самого низкого уровня с 1999 года, если не брать в расчет спад в 2009-м, вызванный мировым финансовым кризисом. В 2014-2017 гг. рост ВВП РФ составит, по расчетам S&P, 2,3%, что значительно ниже предкризисных 8%. Но это в том случае, если ситуация стабилизируется. Если геополитические риски не исчезнут, рост может оказаться меньше 1%, прогнозировали аналитики. Еще одним негативным фактором агентство посчитало временный отказ от перехода к плавающему валютному курсу: во время крымского кризиса Банк России увеличил объемы накопленных интервенций, при которых сдвигается граница валютного коридора. В самые активные дни ЦБ продавал $1,5 млрд прежде чем сдвинуть курс на 5 копеек, в менее активные - $350 млн. S&P по-прежнему ожидает, что ЦБ перейдет к плавающему курсу, если этого не случится, могут быть понижены и рейтинги в национальной валюте.

В пресс-релизе S&P упоминалась и политическая ситуация в России. «Российские политические институты остаются сравнительно слабыми, сохраняется высокая степень централизации политической власти. Протестующие, оппозиция, неправительственные организации и представители либерального политического крыла находятся под усиливающимся давлением», - замечали в агентстве. Аналитики не ожидают, что правительство до 2017 года будет «решительно и эффективно устранять долгосрочные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста и связаны с высоким уровнем восприятия коррупции, относительно слабым соблюдением принципа верховенства закона, преобладающей ролью государства в экономике и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом».

Очередной рейтинговый комитет Standard & Poor's соберется в октябре, указывает Карен Вартапетов. «Сложно прогнозировать, какое решение по России будет принято, но обычно вероятность повторного снижения рейтинга страны составляет 30%. Санкции, конечно, негативно влияют на экономику России. Но с другой стороны, мы видим существенное замедление оттока капитала по сравнению с первым кварталом, сильную позицию по фискальным показателям, бюджет исполняется с профицитом, госдолг находится на низком уровне, а Банк России проводит гибкую политику. Какой из этих факторов перевесит, прогнозировать не берусь», - заявил он.

Между тем статистика действий S&P над рейтингами суверенных эмитентов за 1975-2012 годы показывает, что в 58% случаев за одним понижением рейтинга следует второе в пределах двух лет. Повышение рейтинга вслед за понижением фиксировалось только в 12% случаев. В начале 2014 года экономисты Гейдельбергского университета в Германии Андреас Фюс и Кай Геринг в академическом исследовании выдвинули гипотезу, что рейтинговые агентства не объективны равным образом ко всем суверенным заемщикам: более благосклонны к странам своего базирования (для S&P это США). В ответ S&P заявило, что не согласно с утверждением ученых: «S&P - международное рейтинговое агентство, которое применяет одни и те же критерии ко всем 128 рейтингуемым суверенным эмитентам, без исключения».

Инвесторы не склонны придавать большого значения действиям рейтинговых агентств, утверждает Bloomberg. Анализ рейтинговых действий Moody's и S&P с 1970-х гг. и задокументированной реакции рынка на каждое из этих действий показывает, что примерно в половине случаев котировки государственных облигаций изменялись не в том направлении, которое диктовала логика рейтингового действия. Классический пример - историческое понижение кредитного рейтинга США в августе 2011 года агентством S&P: тогда инвесторы не стали сбрасывать американские госбумаги, напротив, их цена выросла, а доходность снизилась до рекордных значений.

Негатив нарастает

Аналитики Moody's видят в новых санкциях США и Евросоюза негатив для кредитоспособности России. Как говорится в недавнем обзоре агентства, эти ограничения «оказывают давление на долгосрочный потенциал роста экономики и могут ухудшить фискальную и внешнюю позицию России, которые были основными сильными сторонами ее кредитоспособности». Moody's ожидает усиления оттока капитала из страны, а также дальнейшего ослабления рубля и повышения вероятности, что Россия будет все больше тяготеть к импортозамещающему производству. Слабость рубля и ограничения на импорт подстегнут инфляцию, которая, по оценкам аналитиков агентства, будет в 2014 году выше 4-5%, на которые рассчитывал ЦБ. Так, в августе рост потребительских цен в России уже усилился до 7,6% годовых с 6,1% в январе. Если санкции будут действовать в течение длительного времени, золотовалютные резервы РФ, вероятно, опустятся ниже минимума в $383 млрд, наблюдавшегося в мае 2009 года, в разгар мирового финансового кризиса (по данным ЦБ, объем ЗВР составлял на 1 августа $468,4 млрд). Ограничения на внешние заимствования еще больше усилят зависимость России от внешних шоков, например ценового на рынке нефти, прогнозируют в Moody's.

Согласно данным аналитиков S&P, главным следствием введенных санкций стало пока повышение кредитных ставок - за последний квартал они выросли в среднем на 2%. Основной же риск заключается не в санкциях как таковых, а в снижении интереса к долговым бумагам российских эмитентов, что «затруднит доступ российских компаний к рынкам капитала», полагают в агентстве. Значительное сокращение объемов выпуска наблюдалось и до введения санкций: всего с начала года еврооблигаций было выпущено на $1,6 млрд (в прошлом году - на $23 млрд), синдицированных кредитов - на $9,6 млрд против $24 млрд.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа