О чем Лукашенко говорил с Путиным по телефону?

 »   » 
  • Опубликованно
  • О чем Лукашенко говорил с Путиным по телефону?
Передача задержанных «вагнеровцев» России говорит об одном: Александр Лукашенко понял, что разыгрываемая им «российская карта» бита. Надежда на то, что Евросоюз закроет глаза на подавление протестов и признает его победу быстро растаяла. Иного и не могло быть: Брюссель уже заявил, что в сжатые сроки будут подготовлены персональные санкции против него и его окружения за жесткие действия силовиков против протестующих.

И Лукашенко снова захотелось срочно пообщаться Путиным на фоне набирающих силу забастовок на предприятиях и митингах по всей стране. Об этом он заявил в субботу, 15 августа, как передает БЕЛТА. И телефонный разговор уже состоялся. Перед тем, как набрать своего российского коллегу, президент Беларуси публично заявил следующее: «Надо связаться с Путиным, президентом России, чтобы я мог с ним переговорить сейчас. Потому что это уже угроза не только Белоруссии». И именно эта фраза пошла в эфир во время совещания в Минске. О чем это говорит?

Лукашенко сомневался в протестах рабочих. Отказывался признавать факт массовых митингов с требованием его отставки и проведения новых выборов. Говорил публично о маргиналах и грозил увольнениями. Но пыл Лукашенко охладил премьер-министр Беларуси Головченко. Он посетил флагман отечественной промышленности Минский тракторный завод(МТЗ), но разговора с коллективом не получилось. Рабочие потребовали присутствия прессы и скандировали лозунг «Уходи», адресованный Лукашенко. Более того: коллектив МТЗ вышел на многотысячный митинг на площадь Независимости.

Угроза забастовок на госпредприятиях загоняет президента Белоруссии в тупик. Так, на Минском автомобильном заводе (МАЗ) удалось притушить протестные настроения обещание повышения зарплат. Пока МАЗ не бастует, а митингует. В такой ситуации у Лукашенко нет иного выхода, как обратиться за помощью к России. И повод для разговора Лукашенко озвучил: если оппозиция возьмет власть, то возникнет прямая угроза и интересам России. Другими словами Минску и Москве надо срочно решать вместе, как выйти из ситуации с протестами и как их быстро погасить.

Понятно, что остановить разрастание протестной активности рабочих можно обещаниями улучшения условий труда, в том числе и повышения зарплат. А тут без кошелька России не обойтись. Но есть и еще один аспект разговора: может ли Лукашенко расчитывать на военную помощь России в рамках ОДКБ? На совещании с членами Совета безопасности Лукашенко заявил о начале агрессии против Белоруссии. По его словам, в протестном движении участвуют представители ряда западных стран, среди которых он назвал Голландию, Польшу, а также Украину, упомянув при этом и «Открытую Россию» Навального. Описываю создавшуюся ситуацию, Лукашенко задал вопрос: «Скажите, а как военному человеку действовать? Мне что делать в этой ситуации?» Явный намек на возможное введение военного положения в стране . Но в этом вопросе важно расчитывать на поддержку России, особенно финансовую. Ввести военное положение легко, а вот для выхода из ситуации нужен план реформ, в том числе и политических. И без России Лукашенко не обойтись.

Формально Лукашенко может обратиться к России за военной помощью, но как будет действовать Москва? Для начала в ОБКБ нет пятой статьи, как в НАТО, в соответствии с которой нападение на члена этой военной организации считается нападением на весь военный блок. В ОДКБ зафиксирован другой принцип: там все происходящее в конкретной стране считается ее внутренним делом. Но в случае внешних угроз вариант оказания помощи не исключается. Это другое дело. Вот почему Лукашенко говорит об агрессии и внешних угрозах. И он, скорее всего, поднимал эту тему в разговоре с Путиным. Правда, пока Лукашенко контролирует свой силовой блок и там нет трещин. Белорусские силовики доказали, что они пока в состоянии удержать ситуацию под контролем. Но для Лукашенко важно, чтобы оппозиция понимала, что в его рукаве есть и военно положение в стране, и вариант введения войск России в страну. Пока такой ситуации в стране нет, но все может поменяться.

Для Москвы такой вариант крайне тяжелый: Россия и так под санкциями, а оказание военной помощи вызовет такой припадок гнева на Западе, что мы не то, что «Северный поток-2» не достроим», но и получим отключение от системы международных финансовых платежей. Пока России, как члену ОДКБ, вмешиваться в белорусские события не стоит. Батька там сами справляется. Но выразить поддержку, хотя бы негласно, крайне важно для Лукашенко: он должен понимать, на что может расчитывать, если ему не удастся заглушить забастовочное движение и расколоть оппозицию.

В Кремле перед такой дилеммой, военная помощь или предоставление кредитов, конечно, предпочтут оказать финансовую поддержку Беларуси. Так было с Януковичем, когда Россия оказала срочную финансовую помощь в размере 15 миллиардов в декабре 2013 года. Правда, помощью, кроме первых 3 миллиардов, Киев так и не воспользовался: в стране произошел госпереворот. В Беларуси пока нет такой острого накала, как на майдане в Киеве — «коктейли Молотова» не прижились на белорусской земле. Да и протест там не носит антироссийский характер. Нет и предательства среди силовиков, как на Украине.

Лукашенко держит силовой блок под полным контролем. А это еще и очень мощные Силы специальных операций – три бригады и два гвардейских отряда. Пока были задействованы лишь ОМОН и Внутренние войска. Надо поддерживать и оборонно-промышленный комплекс, который он спас, и который выжил благодаря ему. Надо не забывать и о вооруженных силах, а они представляют собой довольно компактные, очень мобильные боеспособные части. Но всю эту силовую составляющую надо кормить. И если не погасить митинги и забастовки на заводах и предприятиях, то и силовой блок станет сложно содержать. Вот почему без России Лукашенко не обойтись. И тут встает другой вопрос: а что Батька предложит взамен? И Москва тут может четко поставить вопрос об интеграции на российских условиях. Другого варианта нет. Вот только жаль, что Минск и Москва не нашли развязки всех этих вопросов задолго до президентских выборов. Сегодня все это обойдется куда дороже и с серьезными политическим издержками и международными последствиями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа