Ученые нашли способ исправить «коронавирусные» повреждения легких

• Ученые нашли способ исправить «коронавирусные» повреждения легких

Российские и шведские биологи доказали, что культуры стволовых клеток можно использовать для предотвращения долговременных последствий развития острого респираторного дистресс-синдрома, одного из главных последствий развития COVID-19.

Российские и шведские биологи доказали, что культуры стволовых клеток можно использовать для предотвращения долговременных последствий развития острого респираторного дистресс-синдрома (ОРДС), одного из главных последствий развития COVID-19. Об этом в среду сообщила пресс-служба МФТИ со ссылкой на статью в American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine.

Неоспоримым преимуществом нашего подхода является его универсальность. ОРДС может развиваться в ответ на разные причины, а наша терапия будет работать независимо от них. Это поможет обширной группе пациентов вернуться к полноценной жизни, что особенно важно в условиях пандемии COVID-19, так как ОРДС считается основной причиной смерти при коронавирусной инфекции, - заявил руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

За последние 20 лет молекулярные биологи открыли несколько механизмов, позволяющих превращать культуры стволовых клеток во взрослые ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. В перспективе их можно использовать в качестве своеобразных запчастей при появлении серьезных травм у человека или различных дегенеративных заболеваний.

К примеру, ученые уже долгое время предполагают, что подобные проблемы можно решать при помощи так называемых MSC-клеток. Они представляют собой взрослые стволовые клетки, присутствующие в небольших количествах во всех человеческих органах и сохранившие способность превращаться во многие типы тканей.

Относительно недавно биологи обнаружили, что MSC-клетки и другие типы стволовых телец можно использовать для выращивания полноценных органов и тканей. В частности, пять лет назад итальянские исследователи вырастили на их базе полноценный аналог барабанной перепонки, а их американские и японские коллеги - почку, конечности и хрящевую часть уха мыши.

Полноценная починка легких

Волчков и его коллеги из Швеции уже много лет проводят эксперимент по лечению последствий развития ОРДС при помощи специализированных культур MSC-клеток, способных превращаться в различные типы легочных тканей. Пять лет назад в нем начали участвовать первые два добровольца, находившиеся в критическом состоянии и не способные жить без аппарата искусственного дыхания.

Ученые ввели в их тело культуры подобных клеток, что привело к резкому улучшению их состояния и предположительно полному выздоровлению. Биологи продолжили наблюдения на протяжении последующих лет, отслеживая то, возникнут ли характерные долгосрочные нарушения в работе организма, связанные с развитием ОРДС, а также изучая возможные побочные эффекты от клеточной терапии.

Как показал этот мониторинг, оба пациента вернулись к полноценной жизни и работе примерно через год после инъекции стволовых клеток, после чего их состояние только улучшалось или просто оставалось стабильным. По некоторым показателям качества работы их легких, как отмечают Волчков и его коллеги, они даже превосходят типичных здоровых людей, никогда не переносивших ОРДС.

Эти успехи, как добавил Сергей Родин, доцент Упсальского университета (Швеция), убедили правительство Швеции серьезно отнестись к этой терапии и разрешить ученым проводить полноценные клинические испытания, а не одиночные эксперименты в рамках терапий последней надежды.

Первые клинические испытания недавно были запущены в Академическом госпитале в Упсале. Эти опыты, как надеются ученые, подтвердят эффективность и безопасность использования MSC-клеток для лечения ОРДС, что спасет жизни многим людям, которые перенесли тяжелые формы COVID-19 или других легочных инфекций.