Повышенный интерес к трейлерному электротягачу Tesla Semi – это «первая ласточка» масштабной тенденции, которая полностью изменит будущее автомобильных грузоперевозок. Предзаказ на электрические грузовики уже разместили такие крупные клиенты, как United Parcel Service (UPS), Anheuser-Busch, Walmart, PepsiCo и J.B Hunt.
И это понятно. Ведь топливо является ключевой составляющей стоимости грузоперевозок, его доля – 40%. Компании тратят на заправку каждого из своих грузовиков с бензиновым или дизельным двигателем более 60 тыс долларов в год. Электротягач сводит топливные расходы к нулю, и в масштабах крупных корпораций речь может о миллиардах долларов в год, отмечает ресурс The Energy Collective.
Понимают это не только в Tesla. И компания Элона Маска даже не была первой, кто представил электрический грузовик для трейлерных перевозок. Месяцем ранее Cummins, которая ранее занималась лишь дизельными машинами, презентовала свой Concept Class 7 Urban Hauler EV.
Это полностью электрический грузовой тягач, получивший название AEOS. Его двигатель питает новейший батарейный блок, имеющий при относительно небольшой массе увеличенную мощность. В результате грузовик тратит меньше времени на подзарядку.
Грузоподъемность тягача – 10 тонн, и, зарядив свой аккумулятор за один час, грузовик сможет проехать с грузом 100 миль (примерно 160 километров). В Cummins считают, что такая машина идеальна для доставки крупных грузов из пригорода в город и обратно.
Также незадолго до презентации Tesla Semi на автосалоне в Токио автопроизводитель Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation (MFTBC), являющаяся дочерним предприятием Daimler, представила крупнотоннажный 23-тонный грузовик с полностью электрическим приводом.
Электрогрузовик E-FUSO Vision One, способный перевозить до 11 тонн груза, может проехать до 350 км без подзарядки и перевозить до 11 тонн грузов. Это всего на две тонны меньше, чем перевозят такого же класса грузовики с дизельными «движками», говорится в презентации Daimler. Емкость блока аккумуляторных батарей этого электрогрузовика составляет 300 киловатт/час.
А Nikola Motor Company, которая позиционирует себя как конкурент детища Элона Маска Tesla, презентовала первый в мире грузовик с гибридной электрической силовой установкой. Модель получила название Nikola One, и ее промышленный выпуск начнется в 2020 год.
Двигатель машины — полностью электрический, он получает энергию от литий-ионных аккумуляторов по классической схеме. Инновация здесь в том, что грузовику не требуется подзарядка от сети, аккумуляторы прямо на ходу снабжает электричеством установка на водородных топливных элементах.
Таким образом, Nikola Motor Company устранила проблему простоя машины для зарядки аккумулятора. Относительно небольшая дальность пробега электрогрузовика была одной из главных трудностей при переводе магистральных грузоперевозок на электрическую тягу.
А вот запас хода Nikola One на одной заправке водородным топливом может достигать 1,93 тыс километров. Мощность двигателя машины – 1000 л. с., а масса шестиколесного тягача в зависимости от комплектации составляет от 8,2 до 9,5 тонны.
Правда, цена у грузовика немаленькая – около 375 тыс долларов, то есть, примерно, в три раза дороже, чем у обычного тягача с бензиновым или дизельным мотором. Однако Nikola Motor уверяет, что владельцы подобных машин смогут компенсировать высокую стоимость низкими эксплуатационными издержками.
И скорее всего, создатели электрогрузовиков правы. В самом ближайшем будущем эксперты ждут снижения производства обычных дизельных грузовиков.