Ливия на распутье: куда двинется караван истории

 »   » 
  • Опубликованно
  • Ливия на распутье: куда двинется караван истории

Хотя Ливия в последние месяцы и не была в фокусе внимания политиков первого уровня и мировых СМИ, там, тем не менее, происходили достаточно важные, хотя и малозаметные стороннему взгляду изменения.

Накопление этих пока не очень значительных перемен во внутриполитической ситуации и во внешнеполитическом фоне способно привести к качественному сдвигу и слому тех хрупких балансов, которые сложились после свержения режима М.Каддафи 2011 года, и привели к сосуществованию на ливийской территории трех правительств с разной степенью легитимности. Одного — возглавляемого Ф.Сарраджем, признанным международным сообществом в качестве главы ливийского государства на основе межливийского соглашения, заключенного в Схирате (Марокко) 17 декабря 2015 года. Второго – находящегося в Триполи и опирающегося на исламистские группировки в самой столице, а также в Мисурате и Собрате (у него нет никакой легитимности, кроме контроля над частью Триполитании). Третьего – находящегося в Тобруке (Киренаика) и опирающегося на легитимно избранный парламент, признаваемый международным сообществом и ливийские вооруженные силы во главе с маршалом Халифой Хафтаром – последовательным борцом с радикальным исламом. При этом юг Ливии – исторический Феззан – остается частично под контролем войск Халифы Хафтара, частично – под властью отрядов Али Кана, бывшего офицера войск М.Каддафи, но поддерживаемого Алжиром.

Первым «камешком», который может породить лавину, стало освобождение в Зинтане 9 июня вооруженной группировкой «Абу Бакр ас-Сиддик», блокирующейся с маршалом Хафтаром, Сейфа уль-Ислама Каддафи. Он, как и маршал, является непримиримым врагом радикального ислама, поскольку именно эти группировки, поддержанные Францией, Турцией и Катаром, сыграли зловещую роль в трагической судьбе его отца, да и всей Ливии. Этот деятель обладает большим политическим опытом и весом и, возможно, немалыми финансовыми возможностями. Но он пока не заявил о своей политической позиции и не исключено, что будет формировать вокруг себя самостоятельный полюс национально-патриотических сил, опирающийся частично на представителей прежнего режима и частично на крупные ливийские племена, составлявшие опору власти его отца. Нельзя исключать его союза с «Советом племен и городов Ливии», возглавляемым верным каддафистом Тахером Дахешом. К слабостям каддафистского движения следует отнести то, что они не контролируют нефтяные поля и терминалы страны, которые прочно удерживают за собой люди маршала Хафтара и Агилы Салеха.

Логичным было бы движение Сейф уль-Ислама в сторону блока А.Салеха (председателя парламента в Тобурке) – Х.Хафтара, с учетом того, что мать этого сына М.Каддафи родом из восточных районов Ливии (исторической Киренаики). Но на этом пути могут встретиться и значительные препятствия, связанные с тем, что в Тобруке есть как силы, готовые вступить в альянс с Сейф аль-Исламом, так и находящиеся с представителями прежнего режима в весьма двусмысленных отношениях, как тот же маршал Х.Хафтар, который в свое время дезертировал из стана М.Каддафи, долгое время жил в США, и в Ливии некоторыми рассматривается как человек защищающий не только национальные интересы. Так, для Сейф уль-Ислама неприемлемо его сотрудничество с французами, которые украли деньги ливийского государства, находившиеся на счетах французских банков, а Н.Саркози открыто предал М.Каддафи. Есть и другие препятствия, связанные с тем, что международно признанное правительство в Триполи, как и Международный уголовный суд, по-прежнему считает его государственным преступником и продолжает его разыскивать, чтобы придать суду.

Однако при любом развитии событий ясно, что в стане борцов с исламистами явное прибавление, и баланс сил неумолимо смещается в их пользу. Об этом говорит и дело «манчестерского террориста», взорвавшего себя 22 мая на стадионе Манчестера во время концерта певицы Арианы Гранде. Расследование показало, что террорист – Салман Рамадан Абеди, хотя и являлся гражданином Великобритании, был родом из Ливии и незадолго до теракта, ответственность за который взяла на себя группировка «Исламское государство», возможно, приезжал в Ливию и получал инструкции от экстремистских группировок Мисураты (там хозяйничают «братья-мусульмане»).

Это обстоятельство, наряду с непримиримым (как считается) отношением к «Ассоциации братьев-мусульман» со стороны новой администрации США, может подтолкнуть западные правительства пересмотреть свои отношения с ними (а в борьбе со светскими режимами Ближнего Востока Великобритания и США их пестовали и поддерживали десятки лет). Первые признаки этого есть, а именно — участившиеся контакты западных дипломатов с людьми Х.Хафтара.

Другой признак – внесение конгрессменом США Т.Габбард, являющейся членом комитетов Палаты представителей по делам вооруженных сил и по иностранным делам законопроекта, запрещающего США, наряду с любым содействием террористическим организациям в Сирии, продажу оружия и сотрудничество в военной сфере со странами, которые предоставляют оружие и финансируют террористические организации и их пособников. Ливийские «братья-мусульмане» под эту категорию как раз подпадают.

Следующим «камешком», способным спровоцировать лавину, может стать отставка немецкого дипломата М.Коблера с поста спецпредставителя генсека ООН, обозначенная 15 июня. М.Коблер был той силой, которая при помощи западных правительств всячески поддерживала исламистов, окопавшихся в Триполи и широко представленных в правительстве Ф.Сарраджа.

Теперь ему на смену идет известный ливанский общественный и политический деятель, политолог, профессор международных отношений и урегулирования конфликтов во французском университете Sciences-po (Париж) Гассан Саляме. Он был утвержден на этой должности Советом Безопасности ООН 17 июня. Г.Саляме не только был министром в ливанском правительстве по вопросам культуры (2000-2003 гг.), но и активно участвовал в начале двухтысячных годов в попытках урегулировать арабо-израильский конфликт, причем делал это и в сотрудничестве с ООН и совместно с Лигой арабских государств, которая тогда не была той жалкой и беспомощной структурой, в каковую она превратилась сейчас. Он может внести конструктивную струю в урегулирование, хотя бы потому, что он араб и лучше понимает своих собеседников. При этом надо учитывать, что он длительное время жил и работал во Франции, а значит, будет принимать во внимание подходы своей «второй родины». Следует также знать, что он является одновременно членом консультативной «Международной кризисной группы» (International crisis group), созданной в девяностые годы глобалистами. За ней маячит фигура Дж.Сороса и ряда западных правительств, а это ничего хорошего Ливии не сулит, если, конечно, Г.Саляме не проявит свои лучшие качества, в том числе самостоятельность действий и мышления, готовность честно трудиться над реализацией целей ООН в Ливии.

Из других событий, которые могут повлиять на ливийскую ситуацию и создают определенный международный фон, можно отметить разгорающийся с пятого июня конфликт между Катаром и группой влиятельных арабских государств – Саудовской Аравией, ОАЭ, Египтом и рядом других стран, которые жестко, в ультимативной форме потребовали от Дохи 14 июня в письменном документе отказаться от поддержки террористических и экстремистских группировок, в том числе и от поддержки «братьев-мусульман», которые основательно окопались в Ливии. Не случайно правительство в Тобруке (но не Ф.Саррадж!) сразу же присоединилось к требованиям этих государств. Тем более что Эр-Рияд, Каир и Абу-Даби твердо поддерживают Х.Хафтара и его союзников в борьбе с головорезами из Мисураты.

Таким образом, мы видим, что вся цепь событий июня 2017 года, включая военные победы после 20-го июня маршала Х.Хафтара над остатками исламистских группировок в Бенгази, медленно, но неотвратимо выбивают немногочисленные козыри из рук Ф.Сарраджа и исламистских группировок, существенно ослабляют их. Поддержание с ними контактов, конечно же, является нормой для всякой уважающей себя дипломатии, но очевидно, что делать ставку на них, как это продолжают полагать в некоторых столицах, заключать с ними какие-то обязывающие сделки, было бы недальновидно и опасно.

Ф.Сарраджу уже ничего не поможет, даже демонстративная поддержка НАТО с генсекретарем Дж.Столтенбергом, с которым он встречался 22 июня. Под его контролем — только часть морского порта Триполи и ноль поддержки племен – структурообразующего фактора в Ливии. Его правительство не получило поддержку парламента и после троекратного отклонения представленных кандидатур уже больше не одобрит.

О все более сложном положении «братьев-мусульман» уже было сказано. Сами Схиратские договоренности уже истекли и держатся в буквальном смысле «на честном слове». Да, существует резолюция СБ ООН в их поддержку, но в новых обстоятельствах и она нуждается в пересмотре. Великие державы должны это понимать и действовать соответственно


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа