Фото: Звездная болезнь звезд Динамо 70-90-х

 »   » 
  • Опубликованно
  • Фото: Звездная болезнь звезд Динамо 70-90-х

Мунтян, Фоменко, Михайличенко, Заваров, Яковенко – выдающиеся личности, игроки, которых за всю историю украинского футбола были единицы. На поле ими восхищались, а вот чем эти люди дышат за его пределами почти не знали. И не знают, чего греха таить. Самые любознательные питаются не всегда правдивыми слухами, а слухи, переходя из уст в уста, обрастают домыслами. Собственно, такая судьба знаменитых – быть обсуждаемыми.

Те истории, которые представляю в этом материале, рассказали люди, которым склонен доверять, чаще всего – непосредственные участники событий. Раскрывать имена своих информаторов, по понятным причинам, не могу. А верить этим «байкам» или нет – личное дело каждого.

Михайличенко

Алексей Михайличенко – олимпийский чемпион, вице-чемпион Европы, чемпион трех разных стран. Существует мнение, что Валерий Лобановский передержал одаренного парня в динамовском дубле, иначе он мог раскрыться еще ярче.

Вопрос, конечно, спорный и разговорам на эту тему точно не место в этом материале. Историю о еще молодом Лесике, как тогда называли Михайличенко киевские болельщики, рассказал отставной офицер КГБ. Место происшествия – здание нынешнего Кабмина. В советские времена там был кабинет главного коммуниста Украины Владимира Щербицкого. Владимир Васильевич, как известно, горячо любил футбол и поддерживал команду киевского «Динамо» всеми возможными методами и средствами.

Как-то на прием к товарищу Щербицкому пожелал попасть талантливый, но еще не основной футболист киевлян. На встречу он записался предварительно – по-другому в те времена было невозможно. Когда в условленное время пришел в приемную, то не поздоровавшись ни с секретаршей, ни с статным мужчиной, тем, что мне через два десятка лет эту историю рассказал, Алексей сразу сказал: «Мне к Владимиру Васильевичу».

«Владимир Васильевич еще занят, - ответили. – Подождите его в коридоре». Юноша возмутился и решил подождать непосредственно в приемной, всевшись на стол, стоявший рядом. В этот момент в приемную зашел почтенный генерал, тоже кагебист. «Молодой человек, это что такое? Кто тебе позволил сидеть на столе?» - возмутился мужчина. «Ты что, не знаешь, кто я такой?» - так же фамильярно ответил нынешний спортивный директор «Динамо».

Узнал генерал наглеца или нет – неизвестно. Но такой наглости парню он не простил. Тяжеленный кулачище кегебиста молниеносно влетел футболисту в голову. Удар был настолько тяжелым, что блондин сразу оказался под столом, на котором только что сидел.

Заваров

Александр Заваров – вице-чемпион Европы, обладатель Кубка кубков в составе «Динамо» и Кубка УЕФА в составе «Ювентуса». Столь виртуозных, техничных, со светлой футбольной головой плеймейкеров в Украине не было со времен Владимира Мунтяна, а после Заварова, наверное, не было вообще.

Наверное, не открою Америки, сказав, что режимить Александр Анатольевич не любил никогда. О похождениях Заварова и Гамулы в Ростове ходят легенды. Александру повезло: его как человека более одаренного пригласил в Киев Лобановский. И отсутствие закадычного еще с луганских времен друга Заварова сначала не останавливало. Он не менялся.

Один из партнеров Александра по «Динамо» первой половины 80-х рассказал, что терпение Лобановскому едва не лопнуло очень быстро: «Кажется, был 1983-й год, зимние сборы. Вызывает нас как-то Лобановский и говорит: «Надо что-то с Заваровым делать. Попробуйте повлиять, или будем с ним прощаться». Точнее, Валерий Васильевич был настроен выгонять Сашу уже. Еле тренера убедили, взяли Заварова на поруки».

Дальнейшие успехи Александра в составе «Динамо» и сборной демонстрируют, что наука подействовала. Приключения начались, когда Заваров летом 1988-го перебрался в «Ювентус». Там своего Михаила Комана, который контролировал бы игроков, не было. Почувствовав полную свободу действий, Александр, которого приглашали в Турин на место Мишеля Платини, постепенно развязывался.

Говорят, работники клуба ужаснулись, когда увидели распечатку счетов карточки, которой новичок в течение одного из первых месяцев пребывания в Италии рассчитывался в супермаркете. Поразило их, наивных, количество алкогольных напитков, приобретенных 27-летним футболистом. Стоит ли удивляться, что раскрыться в Серии А в полной мере несмотря на огромный талант Заварову так и не удалось?

Фоменко и Мунтян

Михаил Фоменко – вице-чемпион Европы-1972, наверное, лучший либеро (последний защитник, чистильщик) в истории отечественного футбола. Владимир Мунтян – вместе с Блохиным рекордсмен по количеству титулов чемпионов СССР (по семь), непревзойденный плеймейкер. Вместе Михаил Иванович и Владимир Федорович выигрывали европейские Кубок кубков и Суперкубок.

Собственно, история, которую на правах конфиденциальности рассказал один из партнеров по звездному «Динамо» 70-х, приключилась именно в легендарном 1975-м.

«Осенью, незадолго до выезда на матч 1/16 финала Кубка чемпионов в Грецию против «Олимпиакоса» во время застолья между Фоменко и Мунтяном возник конфликт, - говорит мужчина. – Миша банально избил Муню. Настолько, что лицо распухло до непрезентабельного вида. Конечно, в Грецию Володя ехать в таком состоянии не мог. Но и Лобановскому правды не рассказал. Сказал, что споткнулся, упал. Тогда еще Перетурин в «Футбольном обозрении» назвал Мунтяна нарушением режима. Когда команда вернулась, Валерий Васильевич был полон решимости отчислить Владимира из команды. Но свое веское слово сказал Базилевич. Олег Петрович – дипломат, он сумел убедить Лобановского, что горячиться не стоит. И не ошибся ведь. Мунтян выступал на серьезном уровне еще полноценных два года, принес команде немало пользы».

Яковенко

Павел Яковенко – обладатель Кубка кубков-1986, прекрасный опорный хавбек, карьеру которого существенно испортили частые травмы.

Сейчас, наверное, могу гордиться, но тогда было не по себе. Это случилось в начале 2000-х, когда именно начинал журналистскую деятельность в родном Тернополе. Тогда серьезно взялся за деятельность местной футбольной школы, поднимал вопрос «лепленных» футболистов, настаивал на бездарности местных детских тренеров, не способных готовить игроков высокого класса. Кроме того, предал огласке сознательное разрушение местной властью в угоду футболистам картинговой школы с давними традициями. Мало того, что «футболисты» тогда разрушили, перевозя грузовиками песок для реконструкции футбольного газона, трассу в парке «Топильче», на которой занимались дети, руководители школы хотели ликвидировать секцию картинга вообще. Цель – оставить в помещении только представителей футбола. Со всеми вытекающими.

После серии публикаций такого характера в «Новой Тернопольской газете» в редакцию позвонил товарищ Виктор Тригуба, бывший комсомолец, а в то время – член команды мэра Анатолия Кучеренко, руководитель управления образования городского совета, главный куратор футбольного движения, инициатор создания футбольного клуба «Тернополь» (его первого созыва).

Пожелав пообщаться со мной, начал чиновник из претензий, касающихся последних материалов и обвинений в их заказном характере. Но только претензиями дело не ограничилось. После этого Тригуба потребовал, чтобы через три дня я обязательно явился на встречу с заслуженным мастером спорта Павлом Яковенко, который прибывает из Киева именно для того, «чтобы объяснить таким негодяям как ты, что в Тернополе футбол развивается». «Если ты не придешь, я буду говорить о тебе на центральном телевидении» - кричал в трубку Виктор Константинович.

Это сейчас посмеялся бы и, не исключаю, послал бы этого товарища, которого не могу назвать паном, на три буквы. Но тогда был молодой, с присущим временам кучмовщины давлением на прессу столкнулся впервые, поэтому волновался изрядно. Усиливало восприятие понимание, что нотации могу услышать от человека, которого в детстве считал кумиром, а вживую видел только раз – когда Павел Александрович привозил в Тернополь едва созданную академическую группу ребят 1985 года рождения. Главный редактор газеты Николай Мартынчук даже в свойственной ему ироничной манере советовал, если не хочу, на «збіговисько» не идти.

Еще тернопольский автограф от Яковенко

Но набрался мужества и таки в конференц-зал еще старого Городского стадиона отправился. Кроме меня, из журналистов на пресс-конференцию тогда пришло еще трое или четверо придворных писак из государственных СМИ, главной задачей которых была постановка правильных вопросов. Двух мэтров, которые в свое время со своими крылатыми «учасники підняли прапор змагань і гра розпочалася» печатались в столичной прессе, забыть не могу. Это – Ярослав Мармаш и Богдан Дикальчук. Имена остальных в памяти не отложились.

За микрофоном сидели Тригуба, директор футбольной школы Владимир Филип, председатель горспортуправления Игорь Пидгайный и собственно Павел Яковенко. Трое первых по старой партноменклатурной привычке начали встречу с длительных отчетов, которыми фактически апеллировали к моим материалам. Зато благодаря непродолжительному вступительному слову Павла Яковенко все карты раскрылись окончательно. Павел Александрович не был осведомлен о сути конфликта (и, видимо, не хотел в него углубляться), а только после нескольких хвалебных слов в адрес фундаторов тернопольского футбола сказал: «Если тернопольчане хотят, чтобы футбол в городе развивался, этих людей надо поддержать на ближайших выборах».

Алилуйя! Наивный, тогда я еще и понять не мог, что моя критика касалась этих подонков исключительно потому, что через считанные недели должны были состояться местные выборы, на которых решалась судьба мэра Кучеренко и его приспешника Тригубы. Собственно, тогда и узнал, что Яковенко когда-то крестил ребенка Виктора Константиновича и вроде именно поэтому так о его политическом будущем заботится.

Между тем, после завершения «встречи» еще успел записать с Павлом Александровичем небольшое интервью. Товарищ Пидгайный, который за долгие годы паразитирования на тернопольском спорте построил домик и купил недешевую машину, заметив это, бросил ехидную реплику: «А на пресс-конференции что воды в рот набрал?»


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа