Купцы и дети

 »   » 
  • Опубликованно
  • Купцы и дети
Переход на новый технологический уклад возможен только после возвращения к духовным ценностям прошлого

Вложение государственных средств в казначейские облигации США, на что так охотно идут наши финансовые власти, очень похоже на репарации. Российские деньги, необходимые для развития страны, работают на Дядю Сэма. Притом что академик Сергей Глазьев и многие другие экономисты давно и настойчиво говорят о создании в Евразийском союзе собственной наднациональной валюты.

Внутреннее финансирование должно быть трехконтурным, как в СССР: наличный рубль, безналичный, рубль для зарубежных расчетов. В институциональном статусе Центробанка появился пункт, который ослабляет удавку МВФ и ФРС. Теперь ЦБ не только занимается антиинфляционным регулированием, но и отвечает за экономический рост, что является настоящим прорывом. Предпринята попытка сузить зону обращения доллара.

От чего отказался Сталин


Вторая мировая еще не закончилась, а мир уже был поделен. Плодами победы в 1945-м воспользовались те, кого называют WASP (White Anglo-Saxon Protestant). Сталину предлагали подписать договор в Бреттон-Вудсе на определенных условиях. Он отказался, потому что это означало десуверенизацию СССР. Предлагали и план Маршалла. Лидер страны-победительницы сказал: «Спасибо, не надо».

Тем не менее мир был поделен и фактически просуществовал в таком состоянии полвека. Пока не накопилась критическая масса изменений. Начавшийся в 2008 году кризис, вылившийся в финансово-экономические войны, не может закончиться чьей-либо победой. «Где-то в 2022 году, по всей видимости, в Гонконге, который находится на 22-м градусе северной широты, будет подписано новое соглашение, которое определит более гармоничное мироустройство, – прогнозирует член совета Института ЕвраАзЭС Валерий Муниров. – Задача России – занять достойное место в новой иерархии, поскольку у нас действительно уникальное территориальное и самое главное – когнитивное место».

Но к переговорам о новом «Бреттон-Вудсе» нам необходимо подойти с собственным эмиссионным центром. И что еще важнее – без суверенной валюты в Евразийском союзе невозможен прорыв в новых технологиях.

«В будущем музее современной истории при входе должен стоять бюст одного человека – товарища Обамы, потому что он за полгода сделал то, чего за 25 лет не смогли наши денежные власти», – полагает Максим Тууль, член рабочей группы по созданию Православной финансовой системы. Президент США заставил нас усвоить главное: до тех пор, пока будем пользоваться инструментарием, ввезенным заокеанскими инструкторами, останемся уязвимы. Любой щелчок тумблера – и мы ниже плинтуса. Надо продвигать собственные глобальные проекты, такие как ГЛОНАСС, создавать свои системы международных расчетов. Нам нужны независимые механизмы взаимодействия с внешним миром, в том числе финансовые.

В сегодняшней России найти деньги для развития дела да еще под вменяемый процент крайне трудно. Все дешевые ресурсы вложены в доллары, механизмы формирования инвестиционного капитала для внутреннего пользования отсутствуют. Хотя источники есть. На руках у населения лежит почти целый годовой бюджет страны, но люди не отдадут деньги в систему, которой не доверяют.

Не работает законодательство об амнистии капиталов. Как говорилось в Общественной палате на форуме по вопросам безопасности, деньги не вернутся, пока не появится механизм, который их владельцы посчитают заслуживающим доверия.

Банкинг без разгильдяев

Для решения этих задач отец Всеволод Чаплин предложил сформировать новую финансовую систему. Она основывается на морально-этических принципах, на традициях русского православия и предполагает замену механизма «я зарабатываю на тебе» на «мы зарабатываем в партнерстве». Происходит переход от долгового финансирования к долевому без накручивания ссудных процентов.

У кого-то это вызовет скепсис. Как вообще соединение православия (морально-этических норм) и бизнеса может на что-то повлиять? Но в истории России такое известно. Купеческое слово всегда было свято. Кто такие разгильдяи? Изгнанные из гильдии за нарушение морально-этических норм.

В этой конструкции два центральных звена. Во-первых, небанковская кредитная организация, расчетный центр, работающий по фидуциарному принципу. Она не подвержена рискам универсальной финансовой системы, поскольку выполняет только две функции: ведение расчетов и осуществление контроля. Эта вторая – изюминка системы. Нецелевые траты, тем более воровство, исключаются. И при прочих равных условиях эта система не может быть обанкрочена. Сегодня формируется стартовый пул ее участников, то есть акционеров, которые откроют свое детище для всеобщего пользования.

На самом деле бизнес устал жить по волчьим законам. Есть предприниматели, которые даже в нынешних условиях работают по совести. Но они разрознены. Пришло время объединяться.

«Если номинировать экономику не в долларах, а в реальных показателях: тоннах, кубометрах и прочих, у нас не такое уж печальное положение», – считает Валерий Муниров. По мнению экспертов, надо срочно возрождать стратегическое планирование. Это поможет преодолеть хаос в экономике. Сегодня новейшие технологии появляются в Китае, даже в Иране. Казалось бы, откуда? У этих государств есть стратегическое целеполагание. Запад с нами своими ноу-хау никогда не поделится, а оставаясь на нынешних позициях, Россия будет отброшена в прошлый век.

У нас есть прорывные разработки – экспериментальные и даже опытно-промышленные образцы. Нужна лишь политическая и финансовая поддержка, которой пока нет. Венчурные фонды и другие подобные институты фактически не работают, поскольку на руководящих должностях – люди, не знающие промышленности…

Аэродромы зарастают травой

В 1991 году в экономике произошла бифуркация. Из возможных вариантов была выбрана траектория с отрицательной динамикой. По ней летим до сих пор. На наших глазах в Архангельске ликвидирован завод, который изготавливал платформы для бурения на шельфе. А ведь говорим об освоении ресурсов Арктики. Почти загнулся Воронежский авиазавод. Ликвидирован Саратовский (в части гражданской продукции), в результате чего отличные Яки, которые взлетали и садились на любые аэродромы, закончили свой век. А ведь на этом заводе были разработаны и испытывались первые безаэродромные летательные аппараты – уникальная техника, за которой охотился Запад. Все в прошлом. В 1991-м в стране была готова уникальная программа, в которой значилось более 30 технологий мирового уровня. Легла на полку. Таких примеров сотни. В итоге остались без своих воздушных судов и без большинства аэродромов. В Сибири как минимум половина из них закрыта, зарастает травой.

«В одном из выступлений Сергея Степашина в Госдуме назывались серьезные факты. Оказывается, пять или шесть целевых программ не выполнены, хотя на них затрачены миллиарды. Но хоть с кого-то за это спросили?» – недоумевает член президиума РАЕН, председатель отделения системообразующих и интегрированных технологий академик Юрий Живлюк. Создана программа импортозамещения в судостроении. Затрачены большие деньги, но техническое задание, по словам Живлюка, прописано неграмотно. В результате необходимые узлы и блоки пришлось искать на Западе, а тут санкции. И опять никто не ответил за ущерб.

Почему мы игнорируем опыт советских времен? Вспомним так называемый спецкомитет № 2, который возглавлял Берия. В руководстве комитета – сплошь ученые, конструкторы, изобретатели. И ведь Лаврентий Павлович неукоснительно выполнял все их решения, чего требовал и от самих. В результате мы создали атомную и ракетную отрасли, сверхточное оружие. «Все академики, которые нам читали лекции, говорили, что лучших условий для работы, обеспечения и целевого решения не было, чем в этом комитете, – напоминает Юрий Живлюк. – У меня в Федеральном экспертном совете до сих пор собираются ученые, которые хотят, чтобы их изобретения и разработки были востребованы в России, хотя за ними охотятся Китай, США, другие страны».

Батареи просят внимания

У нас есть крупные достижения. Например, в создании тех же летательных аппаратов, не требующих аэродромов. Есть новые конструктивные материалы, электротехнические и механические с планируемым качеством. И еще очень многое, образно говоря, в зачаточном виде или на уровне отдельных образцов.

К сожалению, у нас абсолютно развалены основные фонды. Электрические сети, по мнению экспертов, все с выработанным ресурсом. 400 гидротехнических сооружений находятся, по официальной справке Европейской комиссии, в аварийном состоянии. Разве можно так эксплуатировать ГЭС, чтобы случилась авария с человеческими жертвами, как на Саяно-Шушенской? Никакой экономией это не объяснишь – элементарная скупость собственников.

Есть оборудование, которое позволяет прогнозировать техногенные катастрофы и устранять их причины, о чем докладывалось самым высоким должностным лицам. На словах все соглашаются, даже предлагалось ввести в закон «О безопасности предприятий» пункты, обязывающие владельцев (независимо от формы собственности) иметь системы прогноза аварийных ситуаций, а неимеющих – закрывать. Но воз и ныне там.

Что делать в такой ситуации?

Общество должно осознать: будущее государства, его безопасность в новейших знаниях и технологиях. Без этого у нас не будет никакого продвижения вперед. Соответственно надо провести инвентаризацию выработавших свой ресурс промышленных сооружений и обязать собственников осуществить их ремонт. Составить реестр технологий, которые приведут Россию к новому укладу, и принять этот документ к строжайшему исполнению. Дополнить законодательство статьей о внедрении науки в производство, чтобы это стало выгодным для всех предприятий. Надо без налога кредитовать те из них, которые разрабатывают новые технологии. К примеру, российскими разработчиками созданы солнечные батареи, в которых 70 процентов светового потока преобразуется в энергию. Для сравнения: лучшие немецкие дают лишь 19 процентов, китайские – 12 процентов. На таких товарах и технологиях надо зарабатывать, продвигать готовый продукт на рынок, а не гнать за рубеж энергоносители.

Все это вопросы государственной организации и централизованного управления. Их можно и нужно решать своевременно, сегодня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа