Социальная фантасмагорическая драма «Высотка» вышла в российский прокат 14 апреля
Кадр из фильма «Высотка»
Роберт Лэнг (Том Хиллдстон) — психотерапевт фрейдистского толка. Как это часто бывает, он сам мучим неприятными воспоминаниями, связанными со смертью сестры. В надежде хоть как-то отвлечься от навязчивых фобий, он переезжает в комфортабельную высотку, построенную маниакальным архитектором Ройалом (Джереми Айронс). Расслабиться не получается, загорая на балконе, Лэнг просыпается от звона разбитого бокала, который уронила сверху сексуально озабоченная нимфоманка Шарлотта, зацикленная только на себе.
Остальные соседи не лучше. Телеведущий излишне раздражителен, потому что общаться с ними на равных практически невозможно. Его жена никак не может родить, поэтому количество тараканов в ее голове с каждым днем увеличивается в геометрической прогрессии. Живущий на самом верху архитектор зовет Лэнга в себе в гости в шесть утра — и попробуй откажись! Дело в том, что в высотке соблюдена строгая кастовая система: наверху живут сильные мира сего, внизу - «отбросы» общества, а посередине — пресловутый мидл класс. Между этажами назревает неизбежный конфликт — и все вспыхивает в одночасье после отключенного света и засорившегося мусоропровода.
Кадр из фильма «Высотка»
«Высотка» представляет собой экранизацию одноименной антиутопии Джемса Балларда. От замысла до воплощения, прошло, ни много, ни мало 40 лет. Продюсер Джереми Томас приобрел права на экранизацию еще в 1975 году, и с тех пор у проекта сменилось столько возможных режиссеров, что в какой-то момент фильм даже стал казаться «неснимаемым».
Кадр из фильма «Высотка»
Бен Уитли все же довел дело до конца, но нельзя сказать, что результат прямо уж так впечатляет. Динамика ленты живет по каким-то своим законам, здесь нет привычного саспенса. Всё начинает лететь под откос слишком рано и резко, а обилие сцен бунтов, оргий и кровавых разборок, поданных вполне буднично, слишком затягивается. В этом смысле «Высотка» может конкурировать разве что с омерзительной «Звездной картой» Дэвида Кроненберга (который, кстати, экранизировал другой роман Балларда «Автокатастрофа»). На зрителя накатывает тошнота, и он вправе уйти с середины фильма, не дождавшись удручающего и невнятного финала.
Кадр из фильма «Высотка»
«Высотку» можно трактовать и так, и сяк, и через косяк, но разумнее остановиться на двух аспектах. Акцент на фрейдистской направленности Лэнга был сделан не случайно, ведь новаторское здание может символизировать человеческую психику, которую как ни штукатурь, вытесненные в подсознательное инстинкты все равно возьмут верх. На поверхности лежит и фаллическая символика высотки.
Кадр из фильма «Высотка»
Кроме того, фильм представляет собой точную иллюстрацию к прочитанному в конце фильма высказыванию, что при развитом капитализме либо «верхи» должны всех держать в узде, жестко контролируя все финансовые потоки, либо «низы» взбунтуются и устроят веселенькую жизнь. Стало быть, высотка — это еще и Вавилонская башня для обреченной буржуазии. Вавилонская азбука налипла на пальцах. Ниже падать некуда. Дальше только преисподняя.
Фото с сайта kinopoisk.ru