Вернуть республике бренд Бриллианты Якутии, он должен быть национализирован. Сейчас он выведен за пределы республики. Если добровольно нам не отдадут, подключайте юристов, обращайтесь в международные суды, решайте этот вопрос. Но он должен принадлежать республике, - цитирует выступление главы региона на совещании по проблемам и перспективам отрасти ТАСС.
Вопрос о том, что бриллианты должны стать брендом Якутии, поднял президент Торгово-промышленной палаты республики Владимир Членов, уточняет YakutiaMedia. Олонхо - это нематериальная культура. Его надо заполнить материально, а это, естественно, алмазы и ювелирные изделия. Не газ, не нефть. Производство бриллиантов - это и есть наш бренд, - пояснил он.
Егор Борисов напомнил, что сейчас брендом Бриллианты Якутии владеет предприятие, которое зарегистрировано за пределами региона.
На данный момент в республике работают 51 ювелирное и 12 алмазогранильных предприятий. По данным регионального Минпрома, в совокупном объеме произведенных бриллиантов и ювелирных изделий в России Якутия занимает 13% и 0,3% соответственно. Большая часть произведенных в республике бриллиантов, 72%, реализована на экспорт (в Бельгию, Израиль, Японию и Китай), 17% - на внутреннем рынке РФ и 11% - внутри республики.
Министр промышленности республики Андрей Панов сообщил, что в Якутии в прошлом году было произведено бриллиантов на 103 млн долларов, при этом объем был на 38% снижен по сравнению с предыдущим годом. Объем реализации товара составил 174 мл долларов, это на 26% меньше, чем в 2014 году. В целом гранильная отрасль по итогам года показала убыток в размере 444 млн рублей. Убытки в основном связаны с взятыми в американских долларах кредитами. При этом осенью министр Панов жаловался на нехватку оборотных средств, дороговизну кредитов и низкую доступность заемных средств.
В сентябре 2015 года, по информации Ведомостей, в правительстве РФ обсуждали возможность объединения гранильных предприятий смоленского Кристалла и якутской алмазодобывающей компании Алроса. Предполагалось, что это позволит создать национальный ювелирный бренд на международном рынке.