Чудесные лабиринты художника Серова

 »   » 
  • Опубликованно
  • Чудесные лабиринты художника Серова

Последняя выставка Валентина Серова в Москве проходила 25 лет назад. Уже выросло целое поколение людей, которые не видели в таком объеме творчество этого истинно русского художника с мировым именем. А ведь его искусство любимо многими вне зависимости от пола и возраста. Так что предстоящая экспозиция станет настоящим праздником для любителей живописи. Выставку скрупулезно готовили три года.

- Показать художника – большое дело. Тем более такого сложного и многогранного, как Валентин Серов, - рассказывает куратор выставки, искусствовед Ольга Атрощенко. – Серова непросто экспонировать, потому что каждая его вещь представляет собой шедевр, и нужно их расположить так, чтобы они друг с другом жили. Показать так, чтобы картины не противоречили друг другу. Для этого потребовалось систематизировать материал и тщательно оценить каждую работу. Серьезно пришлось потрудиться всем – и нашим прекрасным экспозиционерам Глебу Синеву и Нине Дивовой, и нам, кураторам выставки. Мы несколько раз меняли концепцию. На этой выставке мы впервые делаем акцент на Серове – художнике парадного, светского портрета. Ведь славу первого русского портретиста, которую он получил после Ильи Репина, ему составили именно парадные портреты. Он писал царскую фамилию, великих князей, князей Юсуповых, княгиню Орлову, других представителей русской аристократии. И, конечно, эти портреты будут доминантой вернисажа. При всем при этом Серов не превратился в салонного художника, а стал достойным продолжателем реалистичной манеры в портрете, выдающимся мастером в жанре психологического портрета.

Для экспозиции избраны лучшие работы. Хотя у этого художника при его абсолютно честном и требовательном подходе к творчеству практически нет слабых, незрелых или недостойных творений. Даже маленькая вещица, написанная в 1886 году, когда Серову было всего 20 лет - «Зима в Абрамцеве» - будет сиять на выставке, как жемчужина.

Российской публике впервые предстанет Серов – художник парадного, светского портрета.


Надо сказать, что для российского зрителя организаторы юбилейной выставки при помощи ВТБ подготовили целую россыпь такого редкостного жемчуга. Одно то, что в проекте участвует 24 музея страны и 4 зарубежных, которые привезут лучшие работы художника, говорит и о масштабе и об уровне культурного события.

Так, из парижского музея Орсе прибудет портрет родственницы художника Марии Львовой (ур. Симонович), написанный Серовым в 1895 году. Эту вещь российский зритель не видел с момента посмертной выставки художника в 1914 году. С тех пор полотно всегда находилось в Париже, хотя было завещано Львовой Третьяковке. Однако наследники распорядились иначе и передали его в музей Орсе с тем, чтобы, как они объяснили, прославить имя художника не только на его родине, но и во всем мире.

Кроме портрета Львовой, в экспозиции будет представлен портрет российского императора Александра III, привезенный из Дании. Известно, что к этому императору Серов относился с особой теплотой. В свое время, когда скончался отец Серова, музыкант и композитор, и никто не мог помочь вдове издать двухтомник его критических музыкальных статей, именно Александр III помог с выходом книги.

Из Армении на выставку доставят прекрасный портрет Акимовой, периода модерна в творчестве Серова, что весьма интересно. Наконец, из Беларуси приедет еще несколько работ, среди которых – портрет Тамары, родственницы Саввы Мамонтова. По мнению специалистов, это очень эффектная картина, написанная на пленэре, которую столичная публика тоже увидит впервые.

Кроме того, в экспозиции перед нами предстанут две равновеликих ипостаси таланта художника – живописца и графика. Все хорошо знают, что Валентин Александрович Серов такой же изумительный график, как и живописец. Это особая грань его дарования. Графические произведения Серова вполне самостоятельны и не могут рассматриваться как ученические или подготовительные, как это часто бывает у других живописцев.

Не забыто и подрастающее поколение. Специально для детей организуют образовательные программы и экскурсии, тем более, что наследие Серова позволяет человеку любого возраста приобщиться к миру искусства. Живописец изумительно писал детей (кроме «Девочки с персиками», портрет Мики Морозова, а также картина «Дети», где изображены его сыновья на фоне финского залива).

Достойно показать такого многогранного художника - дело непростое. Организаторам выставке пришлось серьезно поработать.


В историю с парадного входа

В историю искусства Валентин Серов вошел стремительно. Да это и неудивительно – его наставником с раннего детства и до момента поступления в Академию художеств был сам Илья Репин.

В 1887 году, будучи в возрасте 22 лет, Серов написал портрет Веры Саввичны Мамонтовой («Девочка с персиками») и сразу стал известен как большой мастер. Этот сияющий светом, цветом, дышащий воздухом портрет звучал и смотрелся новаторски. Вероятно, благодаря ему Серов снискал себе характеристику русского импрессиониста. Впоследствии эта работа вдохновила не одно поколение русских художников, в частности, Игоря Грабаря. Для него «Девочка с персиками» на всю жизнь стала своеобразным камертоном качества труда и таланта. Кстати, именно этим портретом и откроется юбилейная выставка художника, а завершатся ее галерейные лабиринты, одним из последних его портретов в стиле модерн, написанным за год до смерти – портретом Иды Рубинштейн.

Большое дело

Стараясь вникнуть в суть человека, Серов всегда мучительно создавал свои картины. Приступая к очередной работе, он говорил, что «любой портрет для него болезнь …» Но – вот удивительно - когда мы смотрим на его произведения, кажется, что они написаны на одном дыхании, хотя некоторые персонажи позировали художнику до 80 сеансов(!) и даже до 100 (!). Даже император Николай II позировал художнику 16 раз – беспрецедентный случай.

И сегодня главная задача устроителей выставки – чтобы как можно больше людей получили радость от соприкосновения с талантом художника Валентина Александровича Серова.

- ВТБ давно является партнером и спонсором Третьяковской галереи и оказывает неоценимую помощь в организации многих выставок, в частности и этой, - подытоживает наш разговор Ольга Дмитриевна. – Это задача огромной важности. Не имея финансовой поддержки, такие крупные проекты музеям осуществить практически невозможно. А спонсируя подобные культурные мероприятия банк, конечно, совершает благотворительное и социально ответственное дело. Каким покажется нынешнему поколению наш любимый художник, всегда мыслящий и такой многогранный?

Это мы скоро узнаем.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа