Евгений Ваганович назначил мне встречу в его офисе на улице Фадеева в Москве. Думала, увижу роскошное здание. А это оказался обычный жилой дом, первый этаж с несколькими комнатами отдан под скромный офис.
- Где же располагается ваш «Театр Петросяна»? - спрашиваю артиста.
- (смеется) Мы, наверное, единственный театр, который не имеет своего помещения, где можно играть спектакли. Этот офис, где вы сейчас находитесь, принадлежит «Москонцерту» (за что им – большое спасибо). Наша сцена там, где есть концертные залы во всем русскоязычном мире, и где есть наше телевидение. Еще один наш театр – это телевизионный театр «Кривое зеркало», который несколько переформатировался в «Петросян-шоу». Четвертого сентября у нас состоялась премьера пятого выпуска. Летом я не сидел без дела: подготовил для нового сезона пять передач «Петросян-шоу», пять фильмов-концертов. Написал сценарии для «Смехопонорамы» на 2016 год и, главное, выпустил новый сольный юбилейный концерт. Его премьера состоится 10 и 11 октября в ЦКИ «Меридиан».
Как видите, моя работа многогранна. Я и артист, и режиссер, и сценарист. И мне все это в радость: и когда я репетирую с артистами, и когда идет съемка под моим присмотром. И когда монтирую передачи. И все надо успеть. Так что ни на что другое нет времени. Но мое счастье именно в том, что от своей работы я получаю удовольствие.
«Употреблять меня в хозяйственных делах нерентабельно»
- Ваша жена Елена Степаненко работает вместе с вами — наверное, это во многом облегчает семейную жизнь?
- Лена, будучи сама актрисой, понимает весь творческий процесс изнутри. Она прощает мне такую занятость. Я, наверное, - фанатик, увлеченный своим делом.
- А как вы познакомились с Еленой Григорьевной?
- В 1979 году она пришла к нам в театр. Талантливая и обаятельная. Играла вместе со всеми разные роли, прекрасно делала музыкальные пародии. Но в первые годы, в основном, сольно выступала мало. Потом я убедил ее в том, что нужно работать и над сольной программой. Она согласилась. И это увенчалось большим успехом. Она - удивительная комическая актриса. Правда, сейчас она выступает, к сожалению, редко. Лена сыграла на эстраде так много всего, что ей кажется, она может сделать паузу. Что касается меня, то я так не считаю. Мне надо идти вперед.
- Кто у вас дома готовит, а кто ходит в магазин?
- Это все на Лене. Она освободила меня полностью от всего. Меня употреблять в каких-то хозяйственных делах нерентабельно. Лучше я успею еще что-то сделать для зрителей.
- Говорят, ваше любимое блюдо – армянская долма?
- Да. Но, к сожалению, сейчас я должен себя ограничивать строгой диетой.
- Калории подсчитываете?
- Нет-нет. Я ничего не подсчитываю, в этом смысле, я – безалаберный. Для меня еда – не главное. Конечно, что вкусно, что нет – могу определить.
- Часто ли и как Вы отдыхаете?
- Увы! Мне некогда. Мне надо заниматься профессией, поэтому все остальное - в жертву. Друзья меня ругают за то, что я не умею отдыхать. В нормальном отпуске не был давно.
- Писали, что вы со Степаненко собирались разводиться?
- Это был черный пиар, причем, давно. По-моему, можно было бы уже убедиться в обратном. Надо сказать, что мы даже никогда не ссорились и не собирались разводиться.
- Как в анекдоте: «Желания развестись не было, а убить – да!»
- Этот анекдот много лет назад привез мне из Лондона академик Бароян. В свою очередь я передал его Борису Сергеевичу Брунову. Теперь этот анекдот превратился в расхожую фразу, смысл которой к нам с Леной не относится.
- Вроде бы вы долгое время не общались с дочкой Викториной из-за ссоры?
- Никакой ссоры не было, и очень даже общались! Просто я сердился и был очень огорчен, что она, к сожалению, уехала в Америку. Почему «к сожалению»? Потому что я считаю, что дети должны жить рядом с родителями. Но сейчас она большей частью бывает здесь.
«Не выступаю на корпоративах»
- Сейчас кризис. Лично вы доверяете доллару или рублю?
- В этом смысле я даже не доверяю себе! Я ничего не понимаю в экономике, поэтому уследить за тенденциями скачков курсов валют мне не удается.
- Считается, что артисты богатые люди…
- Это все легенды. Если артист имеет какой-то параллельный бизнес, то, конечно, кормит его бизнес. Но у меня его никогда не было. Я считаю, что любая параллельная работа отвлекает от творчества и обязательно на нем отрицательно отразится. Бывает так, что артисты зарабатывают на, так называемых, корпоративах. Такие выступления, с моей точки зрения, перемещают психологию артиста в другое, не театральное измерение. Он становится массовиком-затейником. Я просто не умею существовать в измерении, когда за столиками сидят люди и едят, а ты им играешь и рассказываешь. Это не мое.
- Какой совет дадите людям в кризис?
- Какой тут можно дать совет? Один известный артист еще в конце 80-х спросил меня: «Что же это будет с нами? Скоро деньги обесценятся, и как же мы будем жить?!» Я ответил: «Береги свой талант. Это - самая надежная валюта». Я сейчас всем хочу сказать: «Берегите здоровье и меньше нервничайте. Берегите свои профессиональные навыки. Берегите уважение людей к вам, если оно есть. Рано или поздно все будет хорошо».
- Можно сказать, что Вы – свидетель смены нескольких эпох. Как в связи с этим менялся Ваш юмор?
- Вот сейчас вы затронули интересную тему. В советские годы в юморе было много иносказания, сатирических намеков, недоговорок, которые зритель очень хорошо понимал. В перестроечные годы я был очень острым артистом. Когда в 92-м году цены взлетели в тысячу раз в течение года, народ пережил настоящий шок. Тогда я стал выпускать очень смешные номера для того, чтобы просто создать у людей хорошее настроение, обрадовать их какой-то смешнулькой. Мне показалось, что нам тогда это было совершенно необходимо. Уже потом у психологов я вычитал мысль о том, что, когда народу живется трудно, юмор должен быть очень легким, воздушным, радостным. Тогда такой юмор снимает душевное напряжение и как-то начинает утешать.
Сейчас, когда опять все непросто, наверное, нужен и такой воздушный юмор. Что касается критики, то она всегда присутствует в юморе в разных дозах, но сегодня я бы рекомендовал сделать акцент на том, что мешает нам развернуть нашу экономику на самостоятельный путь, раскрыть весь ее потенциал.
И еще: юмор должен помогать разбираться в человеческих взаимоотношениях, характерах, человеческой судьбе. Например, в 80-х годах я играл старика, с которым жестоко поступили дети. Такой современный король Лир. И в конце, помню, я говорил: «Дети, когда пишите письма своим родителям, пишите их на плотной бумаге, потому что родители перечитывают их много раз» и уходил в темноту. Потом мне часто рассказывали, что люди, выходя из зала, звонили родителям.
- Выражение «блин-клинтон» – это ваше изобретение? Вы придумали?
- Наверное, можно и так сказать. Я это «бросил» в общую копилку всевозможных мыслей и фраз, когда Лион Измайлов и Михаил Задорнов писали знаменитый монолог.
- А сегодня по поводу Обамы есть у вас шутка?
- Анекдот знаю хороший. «Путин говорит Обаме: «Если будете плохо себя вести, я приглашу вас на Парад российских войск 9 мая». Обама спрашивает: «В Москву, что ли?» «Нет, в Вашингтон».
Знаменитый костюм
- Знаю, вы собираете статуэтки клоунов. И их вам часто дарят. А какой самый смешной подарок, который вам подарили?
- Не помню. Юмористу присуще желание своим подарком постараться насмешить. Однажды на день рождения Сережи Дроботенко приехала Елена Воробей. У нее была большая сумка. Она ее поставила на стул и начала оттуда вытаскивать всякие дурацкие вещи. Вынимает, показывает, все думают, что она это хочет подарить, ан нет. Она заявляет: «Так, это тебе ни к чему! А это тоже не тебе!». Продолжает вынимать всякие смешные вещи, и все – не ему! Наконец, Лена кричит: «Ты что, подумал, что я тебе действительно не принесла подарок?! Нет! Принесла! Я сегодня дарю тебе автомобиль!». Все подумали – шутка. А она отдает ему ключи и говорит: «Машина стоит у ресторана». Все вышли посмотреть. Действительно, стоит… «Запорожец», как новенький! На нем - лента, и на крыше - бантик. У всех шок. Вот это подарок! Дроботенко садится в этот «Запорожец» за руль, я рядом. И тут он говорит: «Евгений Ваганович, это розыгрыш. Вот здесь окурки чьи-то».
- Так, все-таки, чья же это была машина?!
- Не знаю! Воробей ее потом куда-то увезла. Подарком было само шоу, которое она устроила. Да, собственно, дело и не в подарке, а в той добросердечной веселости, которая необходима людям, собравшимся за праздничным столом, когда душа требует радости.
- Однажды вы сказали о подарках: «Подарок не надо разворачивать на людях…
- …иначе его невозможно будет передарить!» Это шутка!
- Якобы был случай, когда к вам вернулся галстук, который вы кому-то подарили?
- Да ну что вы! Ерунда! У меня тысяча галстуков, и я сам их дарю своим друзьям. И не только в день рождения. Вот пришли гости, я могу подвести к шкафу и предложить выбрать.
- А, кстати, зачем вам так много галстуков?
- По мере возможности, я стараюсь элегантно одеваться, слежу за внешним видом, чтобы на меня зрителю было приятно смотреть. Это часть моей профессии. В 60-х годах, когда я был молодым человеком, но уже известным конферансье, я вырабатывал свой стиль с лучшими портными Москвы. Был один знаменитый у меня костюм, который потом все копировали. Его мне сшил очень известный портной, который обшивал все Политбюро — Зингер. Копию этого костюма мне сшили в оркестре Утесова. А когда я ушел из этого коллектива, мне на смену в качестве конферансье пришел Геннадий Хазанов и, разумеется, надел этот костюм.
- Говорят, что он даже женился в этом костюме?
- Может быть...
А БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ
Пробовался на роль Шурика в «Операцию «Ы»
В 1964 году Леонид Гайдай предложил молодому, но уже тогда популярному ведущему «Голубых огоньков» Евгению Петросяну попробоваться на роль студента Шурика в его новом фильме «Операция «Ы».
- Я репетировал с Гайдаем. Но потом решил, что эта роль лирического наивного героя не для меня, - вспоминает Евгения Ваганович. - Я посоветовал Гайдаю взять на эту роль Демьяненко.
«Роман» с кино у меня не получился. Помню, пробовался на роль Бони в музыкальный кинофильм «Сильва». На пробах мне надо было станцевать с героиней. Она оказалась дамой крупной, и я, поднимая ее несколько раз на репетициях, надорвал себе спину. В итоге режиссер Ян Фрид отдал роль Виталию Соломину, которому для подъема дали уже другую актрису.
Мне кажется, что когда я пытался для разнообразия уйти в другой жанр - в кино или в театр – то сама судьба, как будто бы, давала мне подзатыльник и ставила на место.
ДОСЬЕ «КП»
Евгений Ваганович Петросян родился в Баку, в семье математика. Со 12 лет начал участвовать в самодеятельности и после школы в 1961 году отправился в Москву, мечтая стать актёром. Окончил ВТМЭИ, где одной из его наставниц была Рина Зеленая. С 1962 года начал выступать на профессиональной сцене, работал в качестве конферансье в Государственном оркестре под руководством Леонида Утёсова. Народный артист России, награжден орденом «Знак Почета».
За 53 года своей творческой жизни Евгений Петро 1000 сян выпустил 30 с лишним сольных программ и эстрадных спектаклей, работал более чем с сотней авторов, придумал более двух десятков оригинальных телевизионных проектов, выпустил в эфир девять десятков телевизионных юмористических спектаклей театра «Кривое Зеркало» и почти тысячу выпусков телепередачи «Смехопанорама», написал немало книг, дал дорогу на большую эстраду многим молодым, теперь уже известным, артистам, подготовил к профессиональному творчеству плеяду писателей-юмористов. Десятки, если не больше, словечек и выражений из выступлений Петросяна прочно вошли в наш лексикон. Ему принадлежат многочисленные, как теперь говорят, ноу-хау жанра. И, наконец, репертуар артиста за пять десятков лет обрёл гигантские размеры: монологи, сценки, интермедии, фельетоны, куплеты, жанровые песни, частушки, юмористические стихи и прочие-прочие шутки.
КСТАТИ
10 и 11 октября в концертном зале «Меридиан» состоится Юбилейный юмористический концерт Евгения Петросяна «70 лет – уже не в обед!» В юбилее принимают участие Елена Степаненко и многие другие коллеги! Новая программа!
Любители юмора, не упустите момент!
Заказ билетов: +7(495)973-11-17
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как я сходил на концерт Петросяна
Леонид ЗАХАРОВ
13 лет назад наш корреспондент совершил экстремальное погружение в пучину народного юмора. Оказалось, материал и поныне не утратил своей актуальности. Как и лучшие шутки Евгения Вагановича, который сегодня празднует 70-летие (подробности)