Проект гибридного ё-мобиля, анонсированный Михаилом Прохоровым в 2010г. и собравший более 200 тыс. предзаказов, фактически закрыт, пишет Коммерсантъ. ОНЭКСИМ за 1 евро передал все технологии государственному институту НАМИ и намерен продать цеха в Санкт-Петербурге.
Компания ё-ИНЖИНИРИНГ, которая занимается проектированием ё-мобиля, передала ФГУП НАМИ всю конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля, рассказали в ОНЭКСИМе. Договор о передаче прав за символический 1 евро подписан 3 апреля, сообщает издание.
Директор по инвестициям ОНЭКСИМа Валерий Сенько пояснил, что конъюнктура авторынка РФ и общая ситуация в экономике существенно изменились, ослабление рубля резко увеличило стоимость производства, так как большую часть оборудования планировалось закупать за рубежом.
С 2010г. параметры проекта изменились, его бюджет мог составить 450 млн евро, а на исследования уже потрачены несколько сотен миллионов евро, добавил он. На фоне падающего спроса эффективность проекта стала неочевидной, поэтому было принято решение передать наработки государству.
Нам поступали предложения от иностранных компаний о продаже технологий, но было принято принципиальное решение оставить их в России, - утверждает Сенько. Заместитель главы Минпромторга Алексей Рахманов сообщил Ъ, что министерство и НАМИ с благодарностью восприняли передачу технологий. ё-АВТО сохранит за собой только бренд ё.
Знакомые с ситуацией источники согласны, что передача технологий государству - наиболее красивый и приемлемый вариант. Они отмечают, что по ходу работы возникало много текущих непредвиденных проблем, в итоге цена ё-мобиля могла вырасти до 1 млн руб., что в целом меняло концепцию доступного отечественного автомобиля. Было решено заморозить закупку основных линий, а потом и выйти из проекта в целом, - говорит один из собеседников Ъ.
Источники Ъ отмечают, что в такой ситуации НАМИ стал наиболее понятным государственным партнером. В 2013г. ё-ИНЖИНИРИНГ делал для института анализ платформы проекта Кортеж (производство автомобилей для первых лиц), спроектировал и изготовил образцы электромоторов и электроники для проекта Гибридная Lada Granta. НАМИ проводил техническо-технологическую экспертизу ё-мобиля, сделав вывод о возможности создания серийного автомобиля, но от самостоятельных планов производства ё-мобиля ОНЭКСИМ отказывается.
Разработку крупной универсальной платформы для западного производителя источники Ъ на рынке оценивают в 1-1,5 млрд долл. Платформа электромобиля для американской Tesla, по неофициальной информации, стоила около 700 млн долл. Один из источников в отрасли говорит, что в случае с ё-мобилем дело не доходило до переговоров по цене интеллектуальной собственности, но торги могли бы начаться от 200-300 млн долл. Китайские производители заплатили бы и больше, а американские или европейские могли бы купить разработку отдельного крупного узла, например, трансмиссии, примерно за 200 млн долл., считает он.
Проект по созданию нового российского автомобиля стартовал в апреле 2010г. Проект реализует совместное предприятие ё-АВТО, 51% которого принадлежит ОНЭКСИМу Михаила Прохорова и 49% - ЗАО Яровит Моторс. В конце 2010г. были представлены прототипы трех российских гибридных автомобилей (минивэн, кросс-купе и городской фургон), созданных на единой платформе.
Автомобиль планировалось производить на строящемся заводе в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Сообщалось, что проектная мощность завода в 2018г. составит 40 тыс. автомобилей в год. В 2015г. планировалось произвести около 10 тыс. гибридных кроссоверов ё-авто.
Официальный прием заказов на ё-мобили начался 16 мая 2011г., а в июне 2011г. был заложен первый камень в основание завода в промзоне Марьино под Санкт-Петербургом. Инвестиции в две очереди должны были составить 260 млн евро.
В Подмосковье прошла официальная презентация ё-мобиля Назад Далее