Окончательный рецепт экономического роста не сформулирован до сих пор. То есть время от времени делаются попытки, однако потом оказывается, что они ограничены временем, местом и конкретными экономическими условиями. С другой стороны, исследования, проведенные по этой теме, дают много интересных результатов. Они показывают например, что экономическая активность основной массы населения играет очень незначительную роль в общественном развитии. То есть в экономике первичная роль принадлежит не рядовым потребителям, а предпринимателем и их инвестициям в развитие производства: если вложений недостаточно, экономика развивается слабо и население, как правило, ничего не может с этим поделать. Более того, основная масса людей предпочитает оставаться на прежнем месте, не предпринимая никаких серьезных мер для того, чтобы вырваться из бедности.
Социальные лифты начинают действовать, когда кто-то сверху запускает их в работу. Наверное, в этом есть определенный смысл: социологические исследования показывают, что предпринимательские таланты присутствуют не более чем у 10% населения. Предпринимательский талант означает обостренное чувство выгоды, бизнесмены гораздо быстрее и решительнее реагируют на новые возможности и запускают механизмы, которые обогащают не только их, но и тех, кто на них работает. Остальные 90% по большей части ждут, пока им предложат новые возможности для трудоустройства и повышения качества жизни. Если перед ними открываются двери социального лифта, они воспользуются представившейся возможностью. В противном случае они так и останутся внизу так как не готовы идти вверх пешком по лестнице, ведущей к благополучию. На верхний этаж готовы самостоятельно подниматься лишь очень немногие – как раз те самые 10%, остальные останутся внизу в ожидании, пока не заработает лифт.
А лифты в последнее время работают плохо, то есть можно сказать с перебоями или не работают вовсе. Предприниматели почему-то потеряли прежний энтузиазм в развитии экономики нашей страны. Говорят, что в этом виноват плохой инвестиционный климат, недостаточное стимулирование развития предпринимательства, коррупция и прочие нехорошие вещи. При этом упускается из виду, что 10 лет назад в стране было с инвестиционным климатом и коррупцией намного хуже, чем сейчас, однако экономика развивалась гораздо быстрее.
Тут надо помнить, что Россия последние 25 лет активно шла по пути догоняющего развития, то есть основным механизмом экономического роста было заимствование западных технологий, которых еще не было в стране, и перенос заимствований на отечественную почву. Создание новых, невиданных в России отраслей бизнеса, выпускающих востребованные населением и бизнесом товары и услуги, лежало в основе российского ускорения 2000-х годов. Так вот: причина торможения российской экономики состоит в том, что все основные сегменты бизнеса, которые существуют на западе, есть сегодня и у нас. Товары, и услуги, доступные потребителям в Европе, в подавляющем большинстве представлены и в России – если не собственного производства, так импортные. То есть источники их появления на российском рынке разные, но результат один и тот же – насыщение спроса. Соответственно, нечего переносить на родную почву, нет больше быстрых и простых способов заработать. Безусловно, всегда есть какие-то ниши для развития, но они невелики по объему и не обеспечивают взрывного роста производства и торговли.
Россия по уровню благосостояния населения уже относятся к числу развитых государств: по данным Всемирного банка ВВП на душу населения превысил 24 тыс. долларов на человека в год (по данным на 2013 год), то есть стоимость рабочей силы в России уже достаточно велика. Что делает неинтересным размещение в нашей стране экспортных производств за исключением тех, которые используют российские природные ресурсы – здесь производительность труда поддерживается природной рентой. К тому же население страны не растет, валовая капитализация рынка стагнирует, что в сумме делает страну непривлекательной для международных финансовых спекулянтов, долгосрочных инвесторов и отечественного бизнеса.Исчерпание запаса технологий, которые можно заимствовать на западе, привело к торможению нашей экономики, причем торможение это началось не с украинским кризисом, а гораздо раньше, на рубеже 2012-2013 годов. Западные санкции и снижение цен на нефть только добавили дополнительную скорость спаду производства.
У населения есть сегодня две возможности повысить качество жизни. Первая – проявить экономическую активность, самостоятельно заняться предпринимательством. Вторая опция – ждать, пока кто-то могущественный снова вольет в российскую экономику инвестиции, которые приведут к росту спроса на рабочие руки и дадут людям возможность больше зарабатывать. Однако пока серьезных инвестиционных программ с государственным участием как то не особо видно. То есть они есть, но их явно недостаточно. И вовсе не потому, что в нашей стране мало полей для крупных инфраструктурных проектов. Скорее сказывается неумение правительства такими проектами управлять. Есть боязнь не справиться и получить обвинения в растрате средств, так что проще не рисковать и не строить вовсе.
Впрочем, плохая работа социальных лифтов пока не слишком сказалось на настроениях населения и оценках своего имущественного положения. По данным ВЦИОМ за март, 80% россиян считают себя полностью или в основном счастливыми людьми. В марте заметно вырос индекс оптимизма населения относительно роста доходов в грядущем году – он достиг значения в 61 п. против 52 п. в феврале.
С другой стороны, и бедность никуда не делась. Согласно данным ЦСИ Росгосстраха, по итогам 1 квартала 2015 года доля бедных в нашей стране увеличилась до 12% против 10% в 2014 году, доля малоимущих поднялась до 54% населения по сравнению с 48% в среднем за прошлый год и 46% в 2013 году (минимальное значение за всю постсоветскую историю России). Но особой экономической активности среди малоимущих россиян как-то тоже особо не видно. Опросы показывают, что не более 12% населения имеют целью создание собственного бизнеса в течение ближайшего года-двух. Ну а если нет желания заработать, то появляется желание перераспределить чужие капиталы в свою пользу. Сегодня 81% россиян более или менее активно выступают за выравнивание уровня доходов, 61% наших соотечественников – за сокращение доли частного бизнеса в экономике.
Распечатать