Дело не в том, что из правительства министры убегают - если подсчитать, то станет ясно, что из правительства Ираклия Гарибашвили ушло меньше министров, чем уходило из кабинета при Михаиле Саакашвили за тот же самый период. Проблема в новой конституции, которая не дает возможности тасовать министров так, как раньше. Сейчас если семь министров из кабинета, одобренного парламентом, будут заменены на других людей, то необходимо проходить процедуру одобрения заново: предлагать парламенту состав кабинета и получать одобрение депутатов.
Проблема в том, что министры уходят слишком часто - за неделю кабинет покинули аж трое. Причем по весьма странным обстоятельствам - все «дезертиры» кроме последнего уходили по семейным причинам или из-за проблем со здоровьем. Лишь последний ушедший - министр по делам спорта и молодежи Леван Кипиани - покинул свой пост из-за несогласия с профильным комитетом в парламенте. Однако я не помню министров, которые по этой причине покидали бы кабинет.
Конечно, все это может быть совпадением, и официальные заявления об этом и говорят. Неофициально же уход министров связывают с тем, что Гарибашвили не оправдал надежды человека, которого считают реальным руководителем Грузии - бывшего премьера Бидзины Иванишвили. Который и инициировал чистку кабинета от людей премьера.
Казалось, что у них было все хорош. Почему Иванишвили вдруг разочаровался в преемнике?
Открытого конфликта между ними нет. Однако говорят, что Бидзине Иванишвили не понравилось то, что в правительстве оказалось слишком много людей из клана Гарибашвили, в том числе и родственники последнего. Они не занимают видных постов (представлены в основном на уровне глав департаментов и в структуре самой партии «Грузинская мечта), их имена мало что скажут российским читателям и даже грузинским, однако в последнее время эти люди по слухам оказались замешаны в слишком большом количестве коррупционных дел, а также в реализации своих бизнес-интересов. Именно поэтому в общем-то Бидзина Иванишвили и инициировал несколько месяцев назад процесс их зачистки, в результате чего позиции нынешнего премьера ослабли, с ним начали меньше считаться.
А может это накат не столько на премьера со стороны Иванишвили, сколько на самого Иванишвили со стороны третьих сил, которые и инициировали уход министров?
Вряд ли. В последнее время все более ясно становится, что все стратегические вопросы в стране решает Бидзина Иванишвили. Так что скорее всего нынешние действия идут от него, а не против него.
Но вот для чего это делается - непонятно. Если цель Иванишвили показать премьеру его место и сменить на более приемлемого кандидата, то тогда надо было бы убирать сейчас не только министров, но и Гарибашвили. Однако проблема в том, что формально премьер должен лишь собрать новый состав кабинета - уходить в отставку он не обязан. Покинуть пост вместе с кабинетом он может лишь добровольно, и на данный момент таких сигналов от Гарибашвили никто не видит. Поэтому если при новых министрах премьер останется старым, то тогда встанет логичный вопрос - смысл было все это затевать?
Возможно, Ираклия Гарибашвили хотят лишь припугнуть, убрав его людей?
После того, как несколько месяцев назад убрали первый пласт его людей (тех самых чиновников среднего звена и партийных функционеров), знающие люди все поняли. Так что с этой точки зрения нынешние отставки были уже лишними.
Есть другая версия, несколько более правдоподобная. Новое правительство вызывает разочарование в обществе, в стране начинаются акции протеста, а рейтинг кабинета падает. И отчасти вина в этом лежит на самом Иванишвили - люди извне очень часто не знают с кем говорить. Они не понимают, кто управляет страной - нынешний премьер Гарибашвили или предыдущий премьер Иванишвили, не знаю какие вопросы с кем решать. В результате из страны уходят инвестиции, а качество управления ухудшается. Проблема в том, что менее чем через два года страну ожидают новые парламентские выборы, и при сохранении нынешних тенденций «Грузинская мечта» может их с треском проиграть. А вот если нынешний кризис сейчас вызовет перевыборы, то шансы на победу у них есть.
Впрочем, я эту версию не поддерживаю. Никакого выигрыша не будет, поскольку даже если «Грузинская мечта» одержит верх на досрочных парламентских выборах и таким образом спасется от участия в очередных выборах через два года, ее могут ждать внеочередные. Ведь если ситуация внутри правящей элиты будет развиваться как сейчас, кризисы подобные этому будут неизбежны. «Грузинская мечта» просто рискует не досидеть во власти полный электоральный цикл, даже если он начнется сейчас.
Нынешний правительственный кризис может повлечь за собой изменение ключевых направлений грузинской политики? Например, отношения с Россией?
Каким бы не был состав нового кабинета министров, он не повлечет за собой ухудшения отношений с Россией и вообще смену внешнеполитического ориентира Грузии. За последние два года этот курс достаточно стабильный. Кризис вызван исключительно внутренними вопросами, связанными с экономикой и политическими трениями внутри «Грузинской мечты».
Распечатать